поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Питьевая вода, как и деньги, счет любит

14.03.2002
Просмотры
268

Одним из поводов, побудившим взяться за реформирование жилищно-коммунального хозяйства, явилось то, что в условиях рыночных отношений потребители услуг должны оплачивать полную их стоимость.

При социализме, когда по существу процветала виртуальная экономика, при мифических тарифах государство дотировало большую долю затрат на эти услуги (и в том числе на услуги водоснабжения и водоотведения). Этих средств хватало на текущие расходы, но не всегда на них можно было осуществлять капитальные работы по строительству новых и реконструкции основных сооружений и инженерных коммуникаций. А в последние годы из-за отсутствия централизованных средств эти работы совсем прекратились.

Такое положение привело к тому, что сейчас основные фонды предприятий водопроводно-канализационного хозяйства изношены более чем на 80 процентов, а уровень аварийности инженерных сетей в 2,5-3 раза выше, чем в развитых странах. Поднять же тарифы «до уровня себестоимости услуг или включить туда инвестиционную составляющую на новое строительство или реконструкцию не позволяет бедственное положение большей части населения. Субсидировать в полной мере население для покрытия затрат на эти услуги государственная казна не может также из-за отсутствия средств. Поэтому единственный путь в данных условиях - это снижение издержек производства и сокращение потерь продукции предприятий ВКХ. Заниматься этими вопросами полноценно возможно только лишь при условии учета воды у всех потребителей.

В те недалекие времена, когда кубометр воды стоил копейки, никто и не собирался ее учитывать и экономить. Для того, чтоб хотя бы соблюсти формальность учета, было придумано оценивать расходование воды у потребителей, особенно у населения, по нормам водопотребления. Естественно, что такой способ мог прижиться только в социалистических странах. Во всех других государствах количество потребляемой воды определялось только через приборы учета воды. Нормативный подход, кроме искажения финансово-экономических показателей, воспитал у нашего населения восприятие: мол, вода - это бесплатный дар природы, и тратить ее можно сколько угодно, а платить постоянно одну и ту же сумму без учета фактического ее расхода. Такое положение привело к тому, что в России ее расходуют в три-четыре раза больше тех государств, где плата за воду производится по водосчетчику.

Чем еще объясняются повышенные удельные расходы воды населением?

Для выяснения причин этого нашей организацией совместно с МУП «Водоканал» г. Хабаровска проводились натурные замеры расхода воды в благоустроенных зданиях в течение нескольких месяцев 2001 года, в различные дни и часы суток. Результаты замеров удельных расходов холодной воды в 25 жилых зданиях показали, что в одной трети благоустроенного жилья они составляют 300-450 литров в сутки на человека. В двух третях зданий потребление воды составляет от 230 литров и выше, т.е. больше утвержденной нормы водопотребления (220 л/сутки). Например, в жилых зданиях по улицам Вяземская,10, Ленина, 83г, Трехгорная, 54 и др. Только примерно треть потребителей вписывается в эту норму или потребляет несколько меньше. Средневзвешенная величина удельного расхода на одного человека в г. Хабаровске составляет 266 литров. Поэтому разговоры о том, что МУП «Водоканал» завышает норму расхода воды для населения, лишены основания. Она, наоборот, занижена.

Теперь попытаемся разобраться, почему мы так нерачительно расходуем воду.

Наши исследования показали, что около 28 процентов подаваемой воды в квартиры жилых зданий уходит через неисправные санитарно-технические приборы (численно это равно около 33000 куб. м/сутки). Такого количества воды хватило бы на снабжение целого микрорайона! Подтверждением этому послужили замеры, проведенные в ночное время в жилых зданиях, когда полезное водопотребление сведено к минимуму. В среднем в жилье тратится от 6 до 10 литров в час на человека, когда нормируемая величина 2-3 литра, остальные - прямые потери от утечек.

Данные чужих исследований и наши собственные замеры показали, что один неисправный смывной бачок дает утечку до 7-10 куб. м в сутки. В городе около четверти жилых зданий имеют неисправную санитарно-техническую арматуру и не совсем герметичные подвальные коммуникации. Жилищные органы должны проникнуться этой проблемой и поставить профилактический ремонт внутридомовых систем на плановую основу. Это позволило бы сэкономить десятки тысяч кубометров воды в сутки, а сэкономленную воду направить в те районы, которые испытывают ее дефицит. За счет этого «Водоканал» несет и финансовые потери - ведь вода попадает в канализационные сети, где ее несколько раз перекачивают, прежде чем она попадет на очистные сооружения. Попадая на очистку, разбавляя бытовые стоки, она тормозит процессы биологической очистки стоков.

Решая проблемы сокращения нерациональных расходов и потерь за счет устранения внутридомовых утечек, можно добиться значительного снижения тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения. Кроме этого, без рачительного расходования воды населением и своевременного технического обслуживания внутридомовых систем нельзя добиться стабильного и надежного водоснабжения города.

Сейчас много ведется разговоров на тему установки квартирных водосчетчиков. Хотелось бы по этому поводу сказать следующее. В городе эксплуатируется жилье, построенное в 60-80 годы, где не предусматривалось устройство водосчетчиков на внутриквартирных сетях. Поэтому для того, чтобы замерить холодную и горячую воду в одной квартире, необходимо смонтировать, как правило, 3-5 водомеров. Для этого необходимо произвести большие работы по перемонтажу внутридомовых систем, и, кроме того, такое количество водомеров повышает вероятность их отказа, тем самым снижая надежность измерения.

Если обратиться к зарубежному опыту, то есть страны, где замеры проводятся в целом на дом, а затем общий расход солидарно делится на одного жильца, например Германия. Есть страны, где применяется поквартальный учет воды (Израиль). У нас желательно бы в новом элитном жилье учет проводить поквартально, а в старом - учитывать воду в целом на дом, путем установки водомеров на вводе в жилые здания.

Несколько слов о расходовании горячей воды населением. Если по холодной воде периодически проводятся натурные замеры и ясность с расходованием полная, то исследования по определению расходов горячей воды в жилых зданиях города не проводились. Отсутствие реальной картины по потреблению горячей воды не позволяет проводить целенаправленную кампанию по ее экономному расходованию. Принятый коммерческий показатель расхода в 105 литров на человека не является достаточно обоснованным, поскольку он принят без фактических замеров расходов в жилых зданиях.

Проблема объективного учета услуг водоснабжения многогранна, ее необходимо комплексно решать всеми заинтересованными сторонами. Учитывая, что в ближайшие годы вряд ли будут установлены водосчетчики на всем жилом фонде города, разумно было бы их установку производить хотя бы выборочно на некоторых зданиях. Это позволило бы проводить периодическую корректировку нормативов, которые используются при взаиморасчетах между населением и производителями услуг и которые бы отвечали фактическому их потреблению. Именно это дало бы возможность устанавливать объективные тарифы населению.

А. ЛЕРНЕР, директор ДВ предприятия «Росводоканал», кандидат технических наук.