Голубая мечта Хабаровска ляжет в каменные прорези

15.03.2002 | АРХИВ | 1м. 33 c. | 78

О том, что в Амуре воды становится все меньше, а основное его русло уходит от Хабаровска в Пемзенскую и Бешеную протоки, говорится не один год. Песчаные островки видны невооруженным глазом, а обмелевшая протока Казакевичева, если ее не углублять, может привести к сращиванию стратегически важных островов Тарабарова и Большого Уссурийского с китайской территорией. Чтобы избежать этого, Амурским бассейновым водным управлением МПР России и ЗАО «Проектно-изыскательский институт Ленгипроречтранс» из Санкт-Петербурга сегодня подготовлено технико-экономическое обоснование инженерной защиты левобережья.

Из пяти предложенных вариантов защиты Амура от мелководья в главном русле в акватории Хабаровска в ходе предпроектных работ были отвергнуты два, как не обеспечивающие долговременную надежность возводимых сооружений. Чтобы избежать инженерных ошибок и лишних затрат (сами работы оцениваются в 260 миллионов рублей) генеральным проектировщиком в лице «Ленгипроречтранса» и государственным гидрологическим институтом было использовано математическое моделирование, выбран оптимальный вариант. В него входит укрепление левого берега длиной в 5,5 километра, куда будет сбрасываться камень. Кроме этого, предполагается строительство переливных запруд на Пемзенской и Бешеной протоках.

Наблюдения за их водностью в последние годы показывает, что сегодня они забирают до 50 процентов всей воды при низких уровнях на Амуре, а ширина проток постоянно увеличивается. Сами запруды будут состоять из каменной «подошвы» высотой около семи метров, что должно направить потоки воды в основное русло возле Хабаровска.

Одним из завершающих этапов станет самая трудоемкая часть работ - прокладка дноуглубительных прорезей на мелеющих участках (от Владимировки до Бешеной). К примеру, их ширина будет доходить до 300 метров, а выемка грунтов превысит пять миллионов кубов.

Весь «набор» этих гидротехнических сооружений, по словам Андрея Макарова, начальника Амурского бассейнового водного управления, не имеет аналогов в России, уникален. Ничего подобного в инженерном проектировании по вмешательству в русловые «повороты» рек еще не было. В ближайшее время проект пройдет экологическую экспертизу, ряд согласований в Госстрое и Минприроде. Уже в нынешнюю навигацию, после окончательного утверждения, рабочая документация уйдет к подрядчикам, которые начнут отсыпку грунта с барж в основание левого берега. Они будут определены на конкурсной основе.

Сейчас ведутся изыскательские и топографические работы. На строительство запруд, прорезей должно уйти минимум пять лет. На первом этапе в текущем году из федерального бюджета выделено три миллиона рублей, из краевого предполагается около восьми. Это, конечно, обнадеживает. Только будет ли финансирование сверху постоянным, не завязнет ли ТЭО в чиновничьих поправках, не останется ли проект только на бумаге?

Впрочем, понимание «амурской проблемы» вроде бы сегодня есть в Москве. На состоявшемся недавно совещании межведомственной комиссии под председательством министра транспорта С. Франка, нашей реке было уделено самое пристальное внимание. Здесь тоже, вроде, начинают понимать, что от ее решения сегодня зависит многое. Вопросы не только гидрологии, но и восстановления судового хода в протоке Казакевичева. Углублять или не углублять ее? Если китайцы со своей стороны в этом не заинтересованы, то, сложа руки, сидеть мы не собираемся. Дноуглубительные работы здесь будут продолжены и в нынешнюю навигацию. В конце концов, мы сами должны помочь Амуру стать полноводнее.

Будет ли в процессе освоения ТЭО затоплено левобережье? Этот вопрос сегодня волнует дачников. Как утверждают разработчики проекта, из-за строительства инженерных сооружений уровень естественного затопления не увеличится. Массового затопления произойти не должно. Если несколько земельных участков все же «будут отчуждены в береговой зоне», их планируется перенести на расстояние за сто метров от уреза воды, что не противоречит природоохранному законодательству. Грандиозный проект по защите левобережья от наводнений, а также увеличение водности в основном русле Амура, решение хронических проблем с забором питьевой воды в районе Хабаровска (от 30 до 40 процентов по завершению строительства), конечно же, стоит всех этих минимальных потерь. А лет через пятьдесять, по замыслам проектантов, со стороны Владимировки намоются песчаные острова, по которым дачникам можно будет пешком переходить с Кабельного на свои дачные участки. Кроме пешеходного движения, должна открыться и автомобильная дорога.

Александр САВЧЕНКО.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

15.08.2022 10:13
ПРОИЗВОДСТВО И ПОСТАВКА КРЕПЕЖНЫХ И ТАКЕЛАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Главным видом продукции для ремонтных и строительных работ являются такелажные изделия и крепежные элементы.

12.08.2022 12:14
ВТБ в Хабаровском крае на 8% нарастил розничный кредитный портфель

12.08.2022 10:33
Дольщики получат выплаты в полном объёме

12.08.2022 10:24
Ван И: «Ошибка США в тайваньском вопросе имеет три аспекта»
Член Госсовета КНР, министр иностранных дел Ван И 7 августа во время своего визита в Бангладеш заявил, что Соединенные Штаты ошиблись в трех аспектах относительно безответственной поездки спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси на китайский Тайвань.

12.08.2022 09:53
Август - время аллергии
С августа до конца сентября начинается новая волна аллергических реакций, вызываемых пылением сложноцветных, маревых, крапивных и сорных трав.



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%