Новое поколение выбирает, и правильно делает
Каждый год 15 марта мировая общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. Этот год для потребителей проходит под девизом «Голоса перемен». Не знаю, как для других стран, а для России лозунг очень актуальный.
Многие из нас, конечно, за праздник этот день не считают. Так, календарная дата, каких много... Но растет новое поколение - дети, которых мы иной раз обличительно «величаем» потребительским поколением, обозначая этим не свойственное нам отношение к жизни.
Но если вдуматься, ничего плохого в том, что дети научились определять цену жизни, нет. Напротив, нам следует гордиться такими детьми. И это доказал наш эксперимент. Самый «чистый» и проверенный - уличный опрос прохожих. Мы останавливали взрослых и детей, просили их назвать десять заповедей Христа и перечислить восемь главных прав потребителей, принятых в рамках ООН.
Христианские заповеди никого не ставили в тупик. Даже атеистов. Еще бы! Христианству в России за тысячу лет... А вот назвать основные права потребителей люди почему-то затруднялись. В лучшем случае называли право на информацию, на защиту своих интересов в суде и право на выбор.
Но потом мы остановили на площади им. Ленина группу ребят, занятую дегустацией мороженого. И они без запинки, как хорошо заученный урок, огласили нам весь список:
- Право на безопасность, на информацию, на выбор. Право быть услышанным, право на компенсацию причиненного ущерба, на здоровую окружающую среду. Право на удовлетворение базовых потребностей, на просвещение.
Свою осведомленность ребята объяснили так: «Мы же из школы №8. У нас есть факультатив «Основы потребительских знаний» - очень популярный предмет у старшеклассников. Как КВН!
Каждый год в Хабаровске проводятся районные, городские и зональные конкурсы по основам потребительских знаний среди школьников и студентов. И те, кто на них присутствовал, подтвердят: шоу это и увлекательное, и полезное для жизни. Не случайно начальник отдела по защите прав потребителей городской администрации В. Егоров назвал эти конкурсы новым подходом: «Продвижение потребительского образования в школы позволяет воспитать новое поколение граждан, осознающих, умеющих выражать и отстаивать свои интересы как потребителей».
На страже интересов потребителя сегодня стоит множество различных организаций: торговые инспекции, антимонопольный комитет, отделы по защите прав потребителей, милиция... В милицейском ведомстве, кроме отделов по борьбе с экономическими преступлениями, в последнее время появилась даже такая структура, как межрайонный отдел по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Вот сколько защитников! Однако их изобилие говорит как раз о том, что права потребителя у нас уважать еще не научились.
Вопиюще бесправен наш потребитель, к примеру, в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Анекдотично бесправен. Наш читатель Илья Кривогорницин вот как обрисовал этот срез проблемы: «Приходит женщина в аптеку. Смотрит, на витрине лежит коробочка «Тампакса» и ценник - 1 руб. 50 коп. «А почему так дешево?» - спрашивает. «Потому что без ниточек», - отвечает продавец.
«Тампакс» без ниточек. Подъезды без лампочек. Слесари без инструмента. Зато тарифы на техническое обслуживание - «без базара»! В каком обществе мы живем?»
В этом году работники жилищно-коммунального хозяйства будут праздновать свой профессиональный праздник 16 марта. И может быть, это не случайное совпадение, что Всемирный день защиты прав потребителей обогнал «коммунальщиков» на день. Может быть, «Голоса перемен» зазвучат громче и у нас. Если мы научимся защищать свои права. Если коммунальщики не предоставляют нам услуг, но исправно берут деньги за мифическое техническое обслуживание, то никто не лишил нас права требовать в суде возврата средств в случаях, если услуги были не предоставлены или предоставлены некачественно. Такая практика еще не стала нормой нашей жизни. Но, может быть, новое поколение даст всем нам сто очков вперед. И называть его потребительским мы станем уже без сарказма, а с гордостью! Потому что жить станем по-человечески.
Ирина ХАХЕЛЕВА.