Лирика каллиграфии. К фестивалю японской культуры в Хабаровске

16.03.2002 | АРХИВ | 2м. 21 c. | 272

В моей комнате висят две японские картины - «какэмоно». Одна - на продолговатой полосе шелка, другая - на бумаге. На первой - священная гора Фудзи, на второй - стилизованные иероглифы «Сккуфуку» (Благословение). В живописи Японии кроме экологичного, психологичного направления интересно каллиграфическое мастерство, дополняющее рисунок и поэзию.

Еще в VIII столетии был известен Кобо-дайси, буддистский деятель и каллиграф. Прошло более тысячи лет, а имя его сохранилось в народных поговорках: «Кобо фудэ о эрабадзу» - «Кобо не выбирал кисти». Это равноценно нашему «У плохого косаря виновата коса». Иероглифы писались и пишутся кистью с особым нажимом, придающим изысканность. Многие рисунки, например, сливы и бамбука дополняются стилизованной иероглифической вязью. Каллиграфия играет немалую роль в японской художественной жизни. Характер написания иероглифов всегда был связан с манерой исполнения, а местоположение на свитке текста - полноправный элемент в композиционной структуре произведения.

Чаще всего японская живопись исполняется несколькими штрихами. В рисунках, как и в стихах, вы сами должны домыслить сюжет, дорисовать в воображении. В японской поэзии нет рифмы. Поначалу японцы писали «танка» - стихотворение в пять строк. Позднее стали сочинять трехстишия - хайку или хокку. Многочисленные поэты в Стране восходящего солнца отыскали и воспели самые красивые уголки в глубине гор, на морском побережье. Но во всех стихах один главный герой - человек. Искусство проникновения в его душу - главное!

В наше время почти все творчество является «индустриальным»: текст пишет поэт, музыку - композитор, аранжировку - аранжировщик, исполняет певец или артист. Японские поэты за тысячелетия выработали универсализм: рисуют, дополняют рисунок иероглифической вязью хайку, достигая небывалого лаконизма, выразительности, глубокого скрытого чувства. Японскую лирику, как никакую другую, надо чувствовать, а не понимать. Перечитывая многие сборники хайку и танка, я поневоле задумался о русской литературе. Ломоносов, Державин - это ХVIII век, их поэтическое наследие нами почти не читается и малоизвестно. Затем блестящий XIX век - Пушкин, Некрасов... Нашей поэзии примерно 300 лет, а японскую я отмечаю датами IX и т.д. столетий. И она звучит сегодня как современная, в ней какая-то магия. Еще в XI веке писательница Мурасаки Сакубу писала: «Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловью». Хайку учат беречь и жалеть все живое. Жалость - великое чувство. Помните, как говорили наши крестьянки про хороших мужей: «Он ее жалеет!» Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком.

Лиричное начало народа, его духовная база просматриваются во всем. Само название страны - Нихон (Ниппон) - солнце, корень, страна и перевод, который дали соседи, - Страна восходящего солнца, - утвердившееся вместо древнего имени Ямато, совпало с их собственным мироощущением. Духовная сущность страны покоится на синтоисткой религии (Синто - Путь Богов). Перед храмами всегда стоит что-то вроде ворот с двумя поперечными перекладинами - типичное японское зодчество. Буддизм, привнесенный из Китая, становится больше религией знати. В сущности это две парадоксальные религии, осуществляющие союз между собой: Синто - ворота, буддизм - статуи: боги Синто надежно защищают Будду от злых духов!

Общенациональные формы искусства Японии своими корнями уходят в глубь веков. Они впитали в себя представления и обычаи, которые развивались под воздействием ранних форм производства и народных верований. Живопись, поэзия, каллиграфия, театр в той или иной мере испытывали влияние дзэн-буддизма. Сегодня Япония подвластна и западноевропейскому направлению - «eгa». Но страна старается сохранить свою традиционность. Пока ей это удается.

А. КАТКОВ, профессор Дальневосточного университета путей сообщения.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

19.06.2024 12:32
В Ванино появится мини-парк

19.06.2024 12:31
У «СКА-Хабаровск» новый генеральный директор

19.06.2024 08:56
ВТБ предупреждает: мошенники стали запугивать просрочкой по ипотеке

19.06.2024 08:53
Восстановим 7000 гектаров леса

19.06.2024 08:53
Олимпийский день ждёт участников

19.06.2024 08:08
Как стать предпенсионером

18.06.2024 19:26
Дмитрий Демешин поручил создать атлас проблемных объектов Хабаровского края

18.06.2024 16:34
Выбрать профессию помогают в Чегдомыне

18.06.2024 16:32
Хабаровчанки Татьяна Антошина и Алёна Симакова отличились в велоспорте

18.06.2024 16:29
Какие дворы края преобразятся этим летом

18.06.2024 16:28
Как открыть салон красоты, востребованный хабаровчанами

18.06.2024 13:47
ВТБ профинансировал строительство ЖК в Хабаровске на 1,1 млрд рублей



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов