Федот, да не тот
Неприятное чувство, оставшееся от просмотра фильма «Про Федота-стрельца», усилилось после прочтения в «Тихоокеанской звезде» хвалебной статьи «От властелина кольца до Федота-стрельца» Э. Корчмарева (6.03.2002 г.). Не буду спорить с тем, что произведение Леонида Филатова действительно популярно. Текст настолько зрелищен, что просто рвется на подмостки и на экран. Да и в подтекст глубоко зарываться не надо. Все достаточно ясно и понятно. Каждое слово, каждая фраза бьют точно в цель, которую и искать большого труда не составляет. Цель узнаваема и конкретна.
Но не все так просто в сказке. Как гласит народная мудрость: «Сказка - ложь, да в ней намек...» Вот в поиске этого намека или подтекста, кому как угодно, и состоит индивидуальное прочтение материала каждым отдельно взятым режиссером. И Сергей Овчаров, судя по его предыдущим работам, возможно более чем кто-либо подходил на роль режиссера-фольклориста. Но то, как он вывернул известное произведение, меня просто возмутило. Примитивизм во всем. Если ограниченный, пьяница, недоумок и т.п. - так это русский мужик, а если вдруг надо чего достать, умыкнуть, умно провести - так это еврей. Кавказец традиционно горяч, реакция быстрая и непредсказуемая, на любой отказ - мгновенное: «Зарежу», с явно пробивающимися сквозь непонятный говор матами. Пошло, примитивно и неприлично воспринимать народ любой национальности по таким вот однобоким признакам. Подобного зрелища нам, к сожалению, хватает в повседневном «кино», называемом жизнью. Высокого хочется и чистого, в смысле искусства. А кино, помимо всего прочего, должно еще и очищать, хотя бы местами. Ну как тут не вспомнить добрым словом Никиту Михалкова. Его можно любить или не любить - это личное дело каждого, но то, что он своими фильмами пытается нас вытащить из той грязи, в которой мы оказались, - это факт. И в «Сибирском цирюльнике», например, есть неизменные старые русские традиции - запой, беспричинные кулачные бои, оставляющие кровавые следы на теле, но отводящие душу, самовлюбленные чиновники. И есть эта щемящая тоска по самым лучшим, талантливым, красивым, которых во все времена увозили на телегах, в теплушках в Сибирь, в никуда... Все эти трагикомические проявления, свойственные русскому народу, есть в фильмах Михалкова. После «Сибирского цирюльника» жить хочется и верить в светлое будущее, памятуя о славном прошлом. А после «Федота-стрельца» хочется, извините, плеваться.
Это что касается внутреннего содержания фильма. Теперь несколько слов о «технике» исполнения. Еще приступая к съемкам фильма, Овчаров сетовал на то, что в России практически не осталось актеров, способных играть без оглядки на гонорар. Творить на голодный желудок, конечно, получается талантливее, но зачем же такие крайности? Наши актеры в большинстве своем не захлебываются от избытка денег. И за талант, даже в нашей стране, уже принято платить по счетам.
Почему согласились сниматься в этом фильме Андрей Мягков, Ольга Волкова и Владимир Гостюхин, понятно. Виртуозный текст филатовской сказки - лакомый кусочек для любого актера. Но самого текста я так и не услышала. Было пробалтывание, пробрасывание и невнятное бормотание. Единственный, кто хоть как-то пытался произносить фразы с паузами и глубокомысленными интонациями, - это Мягков, но видеоряд, опускавший всю прелесть филатовского слова ниже пояса, сводил эти попытки к нулю. Ни одного светлого кадра в фильме. Все беспросветно, тускло и убого. Пластика кинокадра дерганая и урывочная, видимо, таким образом режиссер хотел подчеркнуть уродливость происходящего и действующих лиц.
Сколько же нам можно валяться в грязи и получать от этого удовольствие, уподобляясь известным домашним животным?
Хочется смотреть фильмы, приносящие радость и эстетическое наслаждение. Хочется увидеть героя. А Федот - это даже не антигерой, заполонивший в последнее время пустое место на наших экранах. Он - нечто, а точнее сказать, в стиле Овчарова: «Оно» - тупое, пропившее последние мозги, похотливое существо. Вам не хватает этого зрелища в жизни, пожалуйста, сходите в кино, там все это есть, да еще и крупным планом, да еще и со смачным подтекстом. В такие моменты становится обидно и за державу, и за себя, и за ту зрительницу, которая пришла на просмотр «сказки» вместе с 12-летним сыном и не знала, как правильно реагировать на происходящее киноглумление. И еще обидно за Леонида Филатова.
А для тех, кто не утратил желания увидеть воплощение сказки «Про Федота-стрельца» пусть не на экране, а на сцене, советую сходить в краевой театр кукол и посмотреть спектакль с одноименным названием. В данном варианте есть и уважение к автору, и к народу, ради которого, собственно, и состоялась постановка, и к самим себе. И с намеками там все в порядке. Они найдены, по-моему, достаточно точно. Ну а как быть с кино? Идти и смотреть. И если выбирать, то уж лучше посмотреть «Властелина кольца», чем «Федота-стрельца».
Ольга СУДАРИКОВА.