поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Не забудем Егорова...

30.03.2002
Просмотры
282

Без малого десять лет блистал на хабаровской сцене артист А.З. Егоров. Он появился в краевом театре драмы в ноябре 1957 года, ушел из жизни в июле 1967, в возрасте сорока пяти лет. В последний день нынешнего марта заслуженному артисту России исполнилось бы 80 лет...

...Приобщаться к хабаровским театрам я начал в середине шестидесятых и Егорова на сцене еще застал. Запомнился этот крупный, высокий человек в спектаклях «Камешки на ладони», «Шифровка для Блюхера» и его Будулай в «Цыгане». Егоров был, пожалуй, первым в той прекрасной плеяде хабаровских артистов, которыми блистал тогда театр драмы, - Храбров, Медведева, Паевская, Митин... У него было амплуа социального положительного героя и собственное понимание актерского проживания на сцене - всегда ставил себя в предлагаемые обстоятельства и проживал их органично. Он не провалил ни одной своей роли, играть мог с большим или меньшим вдохновением, но - с вдохновением! Ни одну из своих ролей не называл лучшей и многими был недоволен. О короле Лире сказал так: не дорос я еще до Лира, лет через десять созрею, найду его тайну...

В Хабаровск Егоров приехал уже опытным актером с хорошей столичной театральной школой. В тридцать девятом году, после школы, его приняли в государственную театральную студию Арбузова в группу режиссера-педагога В. Плучека. А в сорок первом с третьего курса он добровольно ушел на фронт. На войне - до победного конца - командовал танковой десантной ротой, трижды был ранен, среди наград - медаль «За отвагу».

В сорок пятом Захаров вернулся в столицу, был принят актером в московский ТЮЗ, позже перешел в Ленком, оттуда - в Театр сатиры. А в пятьдесят втором командование ДВО пригласило Егорова в свой театр на Сахалин. Алексей Захарович не однажды участвовал в съемках в кино, его роли остались в фильмах «Земля и люди», «Это начиналось так», «Патриотка» и других. В хабаровской драме он успел сыграть около сорока ролей, среди которых Федя Протасов, Егор Булычов, король Лир, Астров, Алексей Турбин, Будулай...

Зрительской любовью, симпатиями Егоров у нас не был обделен. В свою очередь он всегда ценил, уважал публику, чутко улавливал ее настроение. А коллеги-актеры ценили «Захарыча» за профессиональное мастерство и человеческие качества. В архиве сохранились воспоминания артистов, работавших с ним на одной сцене. Они написаны давно, когда Егорова не стало.

Михаил Митин:

- На сцене он захватывал партнера своим неуемным темпераментом и вел за собой, вливал в тебя частицу своего огня, и ты шел за ним и был счастлив. Я вспоминаю спектакль «Костер епископа», где впервые встретился с Егоровым. Сколько силы, благородства было в его большом и добром чудаке Слихоне. Или генерал Воронин в «Камешках на ладони». Эпизод, но с каким сильным, мужественным человеком познакомил нас Алексей Захарович. А колоритнейшая, мечущаяся фигура Ванюшина в «Шифровке для Блюхера»?

Л. Костинникова:

- Когда пришла в театр и познакомилась с Алексеем Захаровичем, он поразил меня своим сильным и своеобразным обаянием. Меня часто мучили вопросы: что он за человек, почему он такой загадочный? Почему он хороший актер? Мне хотелось подглядеть в нем то сокровенное, что сидело в нем глубоко и так притягивало... Алексей Захарович обладал счастливым даром вести за собой зрителей, он мог играть хуже или лучше, но всегда властвовал над зрителем. Я это испытала на себе.

Михаил Кон:

- Он выходил на сцену, и на ней становилось тесно от его крупной фигуры. Начинал говорить негромко, но звук его голоса наполнял зал и был слышен в самом дальнем его углу. Он шел по улице и казался выше на голову любого прохожего. Он не любил говорить много, но уж если говорил, то трудно было сказать точнее и вернее. И судьба его актерская сложилась так, что маленьких ролей он не играл. Герои его были такими же большими натурами, как он сам, он был необыкновенно близок по характеру, мыслям, страданиям своим героям.

Нечасто встретишь в театре такого крупного актера и одновременно такого скромного и непритязательного человека, ему было безразлично место в гриммировочной или в автобусе. Вспоминая прошлое, он не любил рассказывать о чем-то героическом, необычном в своей жизни, и если говорил, то делал это с юмором, самоиронией.

Более пятидесяти раз в спектакле «Цыган» он узнавал во мне цыганенка, своего сына, столько же раз тянулась к моей голове его чуть вздрагивающая рука, неподдельными слезами счастья и боли наполнялись его глаза...

Это искренние и честные признания молодых тогда актеров театра в любви к Егорову - мастеру и человеку. В театре редко говорят такие слова.

Каким был этот человек в обычной жизни, в быту, во взаимоотношениях с другими, как вел себя, какие поступки допускал? Штрихи, детали очень часто многое говорят о людях. Об этом вы прочтете в воспоминаниях вдовы актера, Анны Евстафьевны Пономаревой, которые мы попросили написать к этой дате (день рождения Егорова - 31 марта 1922 года). Она многое сделала, чтобы память о нем не ушла в небытие: собрала архив, составила репертуарный лист ролей, спектаклей, в которых был занят А.З. Егоров.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.