поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Кавказский пленник возвращается

04.04.2002
Просмотры
308

Продюсер Сергей Сельянов и режиссер Алексей Балабанов, парочка с безошибочным нюхом на коммерческий успех (вспомним хиты «Брат» и «Брат-2»), выдала на-гора новый продукт - фильм со столь же лаконичным названием «Война». Сейчас он идет в Хабаровске, сменив в «Совкино» фильм на ту же тему - оскаровского лауреата «Падение «Черного ястреба». Таким образом, у нас есть уникальная возможность сравнить, как это делается «у них» и «у нас». И прийти к выводу, что «у нас» все же вышло поинтереснее.

Почти все фильмы Алексея Балабанова непросты. «Война» - не исключение. Тем более, что выбранная тема - чеченская кампания - предоставляет обширный простор для игры со стереотипами, скручивая их в замысловатые узелки.

Сценарий при этом не блещет чем-то оригинальным. В чеченском плену рядом оказываются двое солдат-срочников, контуженый капитан Медведев и двое актеров-англичан - жених и невеста. Полевой командир Аслан (Георгий Гургулия) отпускает Джона (Иэн Келли) с условием, что тот выкупит свою невесту Маргарет (Ингеборга Дапкунайте), а заодно свободу получают и оба срочника. Англичанин возвращается в Россию с деньгами и просит одного из них, Ивана (Алексей Чадов), помочь связаться с Асланом. И начинается крестовый поход дембеля Ивана Ермакова против «бородатых» с использованием всех мыслимых видов оружия, за исключением разве что ракет с ядерными боеголовками. Англичанин при этом только таращит от ужаса глаза и снимает все на видеокамеру, но в итоге убивает полевого командира Аслана именно он.

Заканчивается все хеппи-эндом: Маргарет и капитан Медведев (узнаваемый лишь по голосу Сергей Бодров-младший) спасены. Но англичанин позже смонтировал фильм, где рассказал о «зверствах» русского Рэмбо, за что последнего отправили в тюрьму. Такая вот история.

Балабанов далек от пафосности и показывает войну, как таковую. Разница между героями и антигероями основательно размыта. Хотя симпатии наши, безусловно, на стороне русских. Всем остальным: и англичанам, и чеченцам - в человечности здесь отказано. Жители Туманного Альбиона в лице рыжего Джона предстают помешанными на законности корыстолюбцами, а горцы - злобными и лживыми бандитами. Впрочем, справедливости ради, отметим, что и среди «наших» в фильме негодяев хватает. Но они все-таки «свои», «родные».

Если отвлечься от национального вопроса, то «Война» предстает исключительно профессионально сделанным фильмом действия. Смотреть на приключения героев интересно, на огрехи сценаристов внимания практически не обращаешь - главное, что нет поставленного российским кино последних лет во главу угла занудства, а горные кавказские пейзажи сняты просто замечательно, не хуже, чем во «Властелине колец», хотя обошлись и без вертолетных съемок. Плюс грамотно просчитанный авторами патриотизм - и фильм становится претендентом на звание главного кинохита года. А тем, кто будет обвинять авторов в национализме и ура-патриотизме, советуем посмотреть «Падение «Черного ястреба».

Снявший его Ридли Скотт, суперпрофессионал в режиссуре, тоже горазд на провокации. «Ганнибалу» за откровенный цинизм досталось в свое время не меньше, чем балабановским «Братьям». Наводят на размышления его «Бегущий по лезвию бритвы» и «Тельма и Луиза». Но фильм «Падение «Черного ястреба», снятый (и блестяще) на деньги Джерри Брукхаймера («Перл-Харбор»), иначе как шитым белыми нитками агитпропом не назовешь. При всем желании увидеть в фильме некое двойное дно решительно невозможно.

Основана картина на реальной истории 1993 года, когда несколько десятков американских военных были вынуждены вести жестокий бой с сомалийскими повстанцами вследствие неудачно проведенной операции. Сомнительная афера генерала Гаррисона подана как триумф духа американских спецназовцев и рейнджеров, понятие «вмешательство во внутренние дела суверенного государства» старательно забыто, а обезличенные сомалийцы предстают злобными тупыми уродами, во сто крат хуже самого плохого чеченца. Как будто и не было никаких «Апокалипсиса наших дней» Копполы и «Взвода» Стоуна.

Дмитрий КОШЕВОЙ.