поиск
18 июля 2024, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Чай индийский с улицы Халтурина

10.04.2002
Просмотры
255

Недавно в Дальневосточной академии государственной службы была проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Потребительский рынок на Дальнем Востоке: состояние, перспективы, защита прав потребителей».

Из уст председателя Хабаровского общества по защите прав потребителей В. Денисенко прозвучала такая интересная информация: последний опрос населения, проведенный Союзом потребителей России, показал: в 1994 году половина опрошенных признавалась, что практически ничего не знает о законе «О правах потребителей». Сегодня по России в целом об этом заявили 20%. По Хабаровскому краю эта цифра меньше - 17%, что, конечно же, приятно.

В отделы по защите прав потребителей в 1994 году обращались за помощью 34% потребителей. Сегодня больше половины защищают свои права самостоятельно.

Но поле деятельности для общественных организаций остается по-прежнему широким. Тот же опрос показал, что каждый пятый потребитель плохо знает свои права, а каждого четвертого можно назвать пессимистом, так как он не верит в успех и предпочитает не связываться с недобросовестным предпринимателем или поставщиком услуги. В первую очередь это касается жилищно-коммунального хозяйства.

Жизнь расширила и сферу деятельности для государственных организаций, осуществляющих надзор за соблюдением прав потребителей. Однако выступавший на конференции директор Дальневосточного центра стандартизации и метрологии Б. Шаевич с грустью заметил, что всем нам, возможно, вскоре останется уповать на добросовестность предпринимателей, коль уж сам президент заговорил об избыточности сертификации. Качество и безопасность продукции в нашей стране сегодня регулируют 20 тысяч человек из Госстандарта, Минздрава, Минэкономразвития и т.д. На первый взгляд кажется, что это много. Стоит ли сравнивать с европейскими странами? При сложившемся рынке и высокой культуре взаимоотношений предпринимателей и потребителей аппарат надзора там многократно выше, чем в России.

У нас же предприниматели еще не настолько законопослушны, чтобы им можно было доверять. В. Ягодзинская из краевой торговой инспекции рассказала, что в первом квартале нынешнего года инспектора проверили 32 предприятия, занимающихся производством и реализацией продукции, и всюду обнаружили те или иные нарушения правил торговли, ценообразования, стандартизации. По региону цифры еще более впечатляющие: по результатам проверки 2,5 тысячи предприятий вынесено больше тысячи предписаний о запрете реализации товаров и услуг.

Масла в огонь, по мнению многих выступавших на конференции, подлил и закон «О защите прав физических и юридических лиц», который предприниматели пытаются сегодня использовать в качестве «бронежилета». В законе говорится о том, что проверки по инициативе контролирующих служб могут проводиться только при наличии жалоб от потребителей. Но не всякий потребитель спешит проинформировать соответствующие службы о некачественном товаре или услуге.

Справедливости ради надо сказать, что именно благодаря неравнодушию нашего потребителя удалось составить список наиболее часто фальсифицируемых товаров. Это кровяная колбаса, на которую клеится ярлык цеха по переработке мяса Хабаровских тепловых сетей, «сайра натуральная», якобы сделанная на камчатских и приморских рыбозаводах, ереванский коньяк, изготовленный никак не в Армении. А уж подделок под индийский чай хоть отбавляй.

Но основной на конференции стала все-таки тема сотрудничества предпринимателей и потребителей. Выступления всех присутствовавших, прения за «круглым столом» в основном свелись к призыву к предпринимателям - начать движение «За добросовестное ведение бизнеса». К сожалению, ожидаемое выступление председателя Хабаровского краевого объединения предпринимателей Е. Шулепова сорвалось из-за его болезни. А именно к нему были адресованы многие вопросы, которые так и повисли в воздухе.

Не секрет, что предприниматели объединяются на принципах лоббирования своих интересов. Между тем потребители ожидают от сообщества предприимчивых людей добровольного разрешения проблем, связанных с нарушением членами объединения закона «О правах потребителей». Чтобы действовал в объединении, образно говоря, свой мини-арбитражный суд, обвинительного вердикта которого заслуживали бы злостные нарушители закона «О правах потребителя».

Нынче потребители и предприниматели никак между собой не связаны. Потребитель почему-то отстранен от принятия решений, касающихся оценки деятельности предпринимателей. Никто не спрашивает его мнения при проведении конкурсов «Лучший предприниматель года». А по мнению участников конференции, было бы справедливым, если бы решающим был голос именно потребителей.

В конечном итоге, потребительское движение, как и автодорожное, двухстороннее... Предприниматель и сам является потребителем. И может попасть под колеса собственного автомобиля, если будет думать только о собственных интересах.

Ирина ХАХЕЛЕВА.