поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Что выбирает курильщик. Как производитель формирует потребительский рынок

10.04.2002
Просмотры
223

Если еще десять лет назад три четверти российских курильщиков курили грубые папиросы и сигареты без фильтра, то сегодня, при рыночном изобилии, столько же из них предпочитают качественные сигареты с фильтром. А в крупных экономических центрах доля таких потребителей подходит к 85%.

Столь кардинальный разворот был во многом обеспечен приходом к нам крупнейших мировых табачных производителей, таких как JT International, Philip Morris Inc., British American Tobacco. Их инвестиции позволили практически полностью переоснастить нашу табачную отрасль под выпуск продукции, отвечающей международным стандартам. Впрочем, у не знающих иных стандартов компаний другого выбора и не было. Смена приоритетов производителей обуславливалась сменой пристрастий курильщиков. В соответствие они пришли, как только было достигнуто оптимальное сочетание цены/качества продукции. Решающим здесь стало развертывание ведущими компаниями местных производств по выпуску своих изделий, что резко снизило затраты в сравнении с простым импортом.

К примеру, стратегия компании JTI в России заключалась в решении трех задач: налаживание производства своих общемировых марок в России; создание отечественных марок, полностью отвечающих международным стандартам качества; последовательное наращивание выпуска изделий высших категорий. Приоритетная ставка не на вал, а на качество продукции базировалась на прогнозе маркетологов компании, вовремя предвидевших тенденцию изменения пристрастий российских курильщиков в сторону потребления все более качественных изделий.

Сегодня вся продаваемая у нас продукция JTI (кроме импортируемых из Японии сигарет Mild Seven) производится на ее фабрике «Петро» в Санкт-Петербурге. Ее создание обошлось компании почти в полмиллиарда долларов. Зато мощности этого крупнейшего в Европе табачного производства (свыше 50 млрд. сигарет в год) позволяют выпускать широкий ассортимент продукции, учитывающий как вкусы, так и кошельки потребителя. При этом у всех изделий единый знаменатель международного качества. Именно здесь впервые в России была внедрена самая передовая технология табачного производства, отступления от которой невозможны даже теоретически - компьютеры не позволят.

Хотя «Петро» выпускает более 20 наименований изделий всех классов - от базового до высшего, предприятие последовательно концентрируется на производстве исключительно высококачественных сигарет с фильтром. Выступая пионером ряда направлений в развитии табачной отрасли, JTI неуклонно сокращает производство сигарет низших категорий.

Так, семь лет назад, когда переход на потребление более качественных изделий лишь намечался и массовый курильщик все еще предпочитал папиросы и сигареты без фильтра, на «Петро» выпустили «Петра I», первую отечественную марку сигарет с фильтром международного класса. Впервые в России подобные изделия стали доступны массовому курильщику. Оптимальное сочетание цены и качества позволило марке быстро занять лидирующие позиции на табачном рынке страны. Еще через три года на фабрике начинают производить «Русский Стиль», единственные пока отечественные сигареты высшего, так называемого премиального международного класса. А год назад в Петербурге стали выпускать принадлежащие компании легендарные мировые брэнды - Camel, Winston и Salem.

Согласно опросам, все больше российских курильщиков со стажем отказываются от грубого курева и переходят на высококачественные сигареты с фильтром, предпочитая при этом их облегченные варианты с пониженным содержанием смолы и никотина. Только за последний год, по данным агентства «Бизнес Аналитика», потребление таких изделий в ценовом сегменте от 8 до 12 рублей за пачку выросло более чем вдвое. Не случайно поэтому главным резервом повышения производства высококачественных сигарет с фильтром в компании JTI считают резкое увеличение в их номенклатуре доли изделий с пониженным содержанием этих веществ. И в этом случае компания также в свое время предвосхитила потребительский спрос. Уже через пару лет после успеха «Петра I» в Петербурге выпустили, опять же впервые в практике отечественной табачной отрасли, облегченную версию ставшей уже популярной марки - «Петр I Легкие», чье потребление за первый же год появления на рынке выросло на треть. А в минувшем году «петровское семейство» пополнилось сигаретами «Петр I Особые Легкие» с угольным фильтром.

Аналогичным путем следуют сегодня практически все ведущие предприятия отрасли в стране. Ведь это отвечает не только общему направлению в сфере законодательного регулирования рынка табачных изделий, но и предвосхищает потребительский спрос, который неуклонно движется в направлении: грубые крепкие табачные изделия - высококачественные сигареты с фильтром - их облегченные, с пониженным содержанием никотина и смолы, версии. Эта общемировая, укрепляющаяся и у нас, тенденция на потребительском табачном рынке совпадает с другим всеобщим направлением - ужесточением ограничений по содержанию в сигаретах никотина и смол. На начало нынешнего, 2002 года, по данным агентства «Бизнес Аналитика», доля всех видов легких сигарет у нас составила почти треть от общего потребления курительных изделий. Впервые за свою историю наш рынок готов к переходу на международные требования - благодаря, прежде всего, присутствию на нем мировых табачных производителей.

Производство сигарет высшего класса напрямую зависит от потребительских возможностей и благосостояния общества в целом, с одной стороны, и от способности компании предложить потребителю лучшее из того, что он может позволить себе приобрести, с другой стороны. По прогнозам экспертов, при сохранении поступательного движения российской экономики в целом производство дешевой продукции в табачной отрасли будет сокращаться резкими темпами. За счет, прежде всего, роста производства высококачественных сигарет с фильтром международного класса - как национальных, так и международных марок.

Анна ЗОРКАЯ. «Газета.Ru».