поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

«Черную акулу» - за рубеж!

16.04.2002
Просмотры
278

На минувшей неделе экспертная комиссия полпредства и Росвооружения завершила проверку состояния дел на приморском заводе «Прогресс», знаменитом своими вертолетами «Черная акула».

Заключение будет предоставлено Министерству обороны РФ для включения завода в перечень исполнителей оборонного заказа на 2003-2004 годы. О том, как выживают другие дальневосточные предприятия военно-промышленного комплекса в условиях сокращения оборонного заказа, - в материале корреспондента «Страны.Ru».

60% предприятий оборонного комплекса Дальнего Востока сосредоточено в Хабаровском крае, остальные 40% приходятся на Приморский край, где выпускают современные боевые вертолеты, ремонтируют атомные подводные лодки и танки. В одном только Комсомольске-на-Амуре практически все крупные предприятия принадлежат ВПК, самое крупное из них - Комсомольское-на-Амуре авиационно-производственное объединение имени Ю. Гагарина (КнААПО), которое выпускает истребители семейства Су.

КнААПО сегодня кормит чуть ли не весь Комсомольск-на-Амуре, наполняя городской бюджет как минимум наполовину. Объем производства авиационного объединения - это свыше 70% всей промышленной продукции Хабаровского края. На фоне бедственного положения, в котором оказались предприятия ВПК после обвального сокращения оборонного заказа и провозглашения конверсии лишь на словах, авиационному объединению в Комсомольске-на-Амуре повезло больше других: у предприятия был опыт работы с зарубежными партнерами и еще сохранялись экспортные заказы. Предприятие сегодня выживает лишь за счет контрактов на поставку истребителей Су-27 СК и Су-30 МКК в Китай. Государственный же заказ на поставку самолетов для Российской армии ничтожно мал - примерно 17 млн. рублей в год. Для сравнения: стоимость только одного истребителя достигает 50 млн. долларов.

Более того, уже очевидно, что в ближайшие пять лет крупных заказов от государства КнААПО не получит. По плану программа перевооружения начнет осуществляться в 2005 году, но, даже если так и будет, на все предприятия ВПК страны заказов все равно не хватит. Но это не значит, что на заводе ничего не делают, чтобы добиться от государства большего. Так, бывший главный инженер завода Вячеслав Шпорт, а ныне депутат Государственной думы РФ, активно лоббирует в нижней палате парламента вопросы обеспечения ВПК заказами. Чего, например, стоит решение парламента включить 50-миллиардный долг Министерства обороны РФ перед оборонными предприятиями во внутренний государственный долг, на оплату которого предлагается пустить не менее половины сверхплановых доходов бюджета! Возможно, что и КнААПО получит часть из тех миллионов, которые ему задолжало государство.

На протяжении последних нескольких лет практически не получало оборонных заказов другое градообразующее предприятие Комсомольска - завод атомных подводных лодок (с 1992 года - ОАО «Амурский судостроительный завод»). Сам факт, что крупнейшее оборонное предприятие стало акционерным обществом, многие склонны считать едва ли не единственной причиной свалившихся на него бед. Более шести лет на стапелях завода стоит недостроенная атомная многоцелевая подводная лодка «Барс». По словам директора завода Николая Повзыка, на ее содержание уходят последние деньги предприятия, которое и так почти банкрот. Только поддержание нужной температуры в ее агрегатах требует 70 миллионов рублей в год. Между тем Минобороны РФ выделило судостроительному заводу в прошлом году всего 5 миллионов рублей. Ситуация усугубляется еще и тем, что три года назад в реактор подлодки было загружено топливо, и теперь все системы силовой установки должны находиться в рабочем состоянии.

Субмарина готова на 85%, но денег, чтобы завершить строительство, у страны нет. Утилизировать ее дороже, чем достроить. Например, чтобы отключить реактор, лодку придется морем доставлять в Большой Камень, на завод, где утилизируют подводные корабли Тихоокеанского флота. А это больше сотни километров. Мало того, потом лодку надо везти обратно, поскольку завод «Звезда» не рассчитан на то, чтобы разделывать такие гигантские корабли. Беды завода не ограничиваются одной этой субмариной: у него на стапелях есть еще одна - построенная наполовину. Вся беда в том, что если КнААПО может экспортировать свою продукцию, то подводные лодки Амурского судостроительного завода Москва продавать не позволяет.

Не лучше ситуация и на другом оборонном предприятии Хабаровского края - производственном объединении «Вымпел» в городе Амурске. Предприятие выпускает патроны к стрелковому оружию. В свое время 98% всей загрузки предприятия составлял оборонный заказ; последние несколько лет он не превышал 25-26%, однако, все эти годы на «Вымпеле» сохраняли избыточную численность персонала в надежде получить заказ в прежнем объеме. В результате того, что завод остался без заказов, произошло сокращение персонала на 300 человек. Сегодня на ФГУП ПО «Вымпел» числится 2500 работающих, а удельный вес выпускаемой здесь гражданской продукции не превышает 20%. Аналогичное «Вымпелу» производство есть в Барнауле, а всего по стране насчитывается несколько патронных заводов со схожими проблемами.

На территории соседнего с Хабаровским краем Приморья расположено 17 предприятий оборонно-промышленного комплекса, не считая «номерных» заводов Минобороны РФ. Из числа наиболее значимых для экономики края два завода задействованы в авиационной промышленности, девять - в судостроении и судоремонте.

В отличие от других регионов, в Приморье есть примеры несколько необычного выхода из кризисной ситуации. Так, например, завод «Звезда», который был спасен от разорения благодаря заказу на разделку атомных подводных лодок, полученному в рамках договора СНВ-2 два года назад. Заказ оплачивает Министерство обороны США. Причем финансирование идет по двум направлениям: собственно на саму разделку (в общей сложности будет утилизировано более 60 подлодок) и на развитие инфраструктуры завода. В конце прошлого года на предприятии был пущен в эксплуатацию плавучий комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов «Ландыш», построенный на деньги японцев. Ожидается, что в будущем на заводе будут построены комплекс по переработке радиоактивных отходов низкого уровня активности, временное хранилище твердых радиоактивных отходов, береговая техническая база выгрузки отработанного ядерного топлива из реакторов атомных подводных лодок. Ввод в эксплуатацию намеченных объектов обеспечит работой дополнительно две тысячи специалистов.

И. МИХЕЕВ. («Страна.Ru).