поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Чего стоит бесплатный талон

17.04.2002
Просмотры
337

Мужик такого вида, будто в его жилах крови меньше, чем спиртного, на Центральном рынке в открытую протягивает прохожим тугую пачку бумажных листков мелкого формата и страдальчески канючит: «Купи по дешевке - полста штук по рублю каждый». «Ты что, мужик, при своих ли? Это ж бесплатные талоны на транспорт для пенсионеров», - опрометчиво и зряшно вразумляю одутловатую физиономию. Охваченный ненавистью, мужик парирует: «Если знаешь, проходи мимо... А дураков и без тебя хватает - покупают».

Это лишь фарсовая миниатюра, проходной эпизод того многоактного действа, в котором с 1 апреля принуждены участвовать в течение двух месяцев пенсионеры и инвалиды нашего края.

Один к одному сходятся все те опасения, которые мы высказывали накануне начала контрольного двухмесячника на общественном транспорте. Вылезли наружу все гримасы предполагавшихся вольных или невольных искажений и даже злонамеренных действий в ходе этого эксперимента. И даже больше, чем предполагалось. Однако эта прозорливость приносит сегодня не чувство удовлетворения, а чувство горькой досады: многих недочетов можно было избежать, но не избежали.

На некоторых автопредприятиях, дабы стимулировать активность кондукторов, постановили доплачивать им по пять копеек за каждый собранный талон льготника. Вроде бы хорошее дело: дополнительная работа и должна быть дополнительно вознаграждена. По свидетельству кондукторов, за смену каждая из них собирает от 600 до 1000 талонов учитываемых в эксперименте льготников. Переведите доплату из копеек в рубли, а затем помножьте полученную сумму на количество смен. Какая-никакая, а все же прибавка к зарплате.

Но некоторые кондукторы, стараясь собрать как можно больше талонов, не проверяют у пассажиров те документы, которые должны подтверждать их право на льготу. Кое-кто из горожан это очень быстро усек, и теперь можно быть свидетелем, когда в поездке талон предъявляет дядя во всех отношениях дееспособного облика. Тут все очень просто: общественная идея кондуктором заменена на его личный материальный интерес. Его цель - получить талон, а от кого, это уже не имеет значения. (Кстати, во время разговора с некоторыми кондукторами обнаружил, что многие из них даже не знают, какие категории льготников какого цвета талоны имеют).

Нечто подобное происходит в пригородных поездах. Проводник на подъезде к большой станции вдруг вроде бы в заполохе начинает лихорадочно собирать талоны льготников. «А почему остальную половину стоимости проезда не берете?» - «Видите же, не успеваю всех обилетить». И на сумму собранных талонов льготников у нее остаются контрольные билеты, которые она продаст в дальнейшей поездке пассажирам, льготой не пользующимся. А куда идет выручка от этого, гадать не надо.

Можно приводить еще и еще факты невольных перекосов и преднамеренных нарушений. И они убеждают в том, что сложный по технологии и трудный по вовлечению в него массы людей эксперимент начат без глубокой и тщательно продуманной подготовки. Организаторы акции в разовых выступлениях в электронных СМИ не разбудили у людей чувства важности и необходимости учета льготников. И льготные пассажиры стали не сознательно активными участниками, а принудительными объектами эксперимента. И по этой причине пенсионеры и инвалиды встретили этот порядок учета недоброжелательно. Доходчивое растолковывание не только смысла, но и самой технологии двухмесячника было подменено скучными разговорами в теле- и радиоэфире с частым рефреном: «Надо». Да кто же спорит, что надо? И причем это «надо» во благо самих же льготников, поскольку, поддержанный финансово, лучше заработает общественный транспорт.

Леонид ГАПИЧ.