Модернизация требует средств

23.04.2002 | АРХИВ | 3м. 59 c. | 236

С 1 апреля топливный рынок Хабаровского края живет по новому закону. На всей его территории, согласно постановлению губернатора, запрещено использование этилированного бензина. Шаг, надо заметить, давно ожидаемый, он должен привести к уходу с рынка низкокачественной и вредной для здоровья продукции.

Напомним, в столичном Хабаровске этил был запрещен еще два года назад, и, по мнению экологов, это позволило стабилизировать экологическую ситуацию, особенно на фоне постоянного роста числа городского автотранспорта. Так что и автомобилисты, и пешеходы восприняли «на ура» распространение запрета этилированного бензина на всю территорию края. Но не только они...

Нефтепереработчики, в частности Хабаровский НПЗ, который еще четыре года назад впервые дал краю неэтилированный бензин, рады этому не меньше. Еще совсем недавно было обычным явлением, когда люди покупали дешевый низкооктановый бензин, добавляли в него этиловую жидкость и таким образом самостоятельно «производили» 92-й бензин. Что за смесь получалась - расписывать вряд ли стоит: погибель для двигателей и яд для людей, зато очень дешево. Поэтому и брали, нанося тем самым немалый вред себе, своим «железным коням» и ... краевой казне. Такое положение вещей не могло и не должно было продолжаться бесконечно долго. Это прекрасно понимали и в администрации края, и на заводе, и в «Группе Альянс», с весны 2000 года управляющей заводом. Еще тогда президент компании Муса Бажаев однозначно заявил в беседе с журналистами: «Мы будем ориентироваться на отечественного потребителя и поставлять ему только высококачественную продукцию. Техническая оснащенность заводов давно требует основательной модернизации. Вот этим и займемся в первую очередь».

Разработанная специалистами завода и холдинга программа технического переоснащения Хабаровского НПЗ рассчитана на период до 2010 года и предусматривает как модернизацию и реконструкцию существующих на предприятии мощностей, так и строительство новых установок. На первом этапе планируется модернизировать действующие установки первичной переработки нефти с целью максимизации отбора светлых нефтепродуктов, а также реконструировать установку риформинга со строительством изомеризации прямогонной нафты. Вторым этапом программы будет реконструкция установки каталитического риформинга с увеличением его производительности на 50 процентов. Третий этап предусматривает строительство комплексной установки по гидроочистке керосина и дизельного топлива, а также гидрокрекингу вакуумного газойля. Общая стоимость реконструкции оценивается в 250 миллионов долларов.

Для выполнения работ первого этапа реконструкции «Группа Альянс» договорилась с одним из мировых лидеров в области нефтепереработки - компанией «Ройял Датч/Шелл». В настоящий момент «Критерион» и «Шелл Глобал Солюшнз» (дочерние предприятия «Шелла») заканчивают технико-экономическое обоснование и базовое проектирование установки изомеризации. С июня российская компания «Башгипронефтехим» приступит к детальному проектированию, а с января 2003 года, когда полностью будет готова вся документация, начнут «забивать сваи», т.е. перейдут непосредственно к строительству установки в металле и бетоне. В результате к 2004 году установка должна быть построена и запущена. Кто станет подрядчиком строительства - пока неизвестно, но, как утверждают в «Альянсе», это будет российская компания. Эта установка позволит предприятию значительно увеличить выпуск высокооктанового бензина. Сейчас завод при переработке нефти получает 54 процента высокооктанового бензина и соответственно 46 процентов АИ-76. Но спрос на 76-й бензин падает с каждым годом, и в ближайшей перспективе эта тенденция будет только усиливаться. Установка изомеризации как раз и позволит изменить производство в соответствии со спросом.

На очереди строительство установки по гидроочистке, которая не меньше нужна заводу. Работа в этом направлении тоже идет полным ходом по уже наработанной и проверенной «Альянсом» на практике схеме: конкурс по выбору партнера, поиск инвестора, разработка ТЭО, базовое проектирование и т.д. Планируется, что к концу 2005 года установка гидроочистки будет введена в строй, и дальневосточники начнут получать полный ассортимент высококачественного моторного топлива. Строительство гидроочистки - процесс сложный, многозатратный и длительный, а жизнь не хочет и не может ждать. До сих пор многим потребителям даже в лютые морозы приходилось пользоваться летним дизельным топливом, из-за чего возникало немало трудностей. Машины, ночующие в холодных гаражах, приходилось долго разогревать, и из парков в рейс и на маршруты они выходили с большим опозданием. Этой зимой ХНПЗ изменил технологию и за счет использования импортных присадок начал выпускать зимнее дизельное топливо, что стало настоящим подарком хабаровским водителям и существенно облегчило участь горожан, мерзнущих на автобусных остановках.

Совместно с «Группой Альянс» завод без привлечения сторонних сил и средств постоянно ведет «рутинную», если это можно так назвать, работу по обновлению оборудования и улучшению технологии производства. Это строительство парокотельной (оценивается в 135 миллионов рублей и войдет в строй уже в этом году, и наливной эстакады), комплектация заводской лаборатории, и охрана окружающей среды и т.д. и т.п. Совсем недавно на заводе начал работать компьютерно-тренажерный класс для операторов установки каталитического риформинга. В самое ближайшее время эта установка встанет на плановый ремонт, а возобновит свою работу уже на основе автоматической системы управления.

Рынок диктует свои условия и просто вынуждает нефтепереработчиков к развитию. Когда Хабаровский НПЗ только приступил к выпуску неэтилированного бензина, то даже того незначительного объема вполне хватало, чтобы обеспечить им весь край, но его просто растаскивали соседи. За хабаровским бензином ехали из Приморья, Амурской области, ЕАО... И лишь теперь, когда Комсомольский НПЗ догнал Хабаровский, тоже начав выпускать неэтилированное топливо, край получил возможность на сто процентов избавиться от этила, и не замедлил сделать это. Правда, мало кто знает, чего это стоило нефтепереработчикам. Если сравнивать по годам инвестиционные вложения в Хабаровский нефтеперерабатывающий завод, то получится лестница по восходящей траектории: 1999 год - 52,3 миллиона рублей, 2000 год - 144,4 миллиона рублей, 2001 год - 189 миллионов рублей, а в плане 2002 года - 207,8 миллиона рублей. Перефразируя поговорку, модернизация требует средств...

Виктор Илин.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.05.2024 12:13
ВТБ представил аудиоспектакль «Сон о хлебе»

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов