поиск
15 февраля 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Из ордена верных

27.04.2002
Просмотры
425

Русская православная церковь, медицинская общественность страны отмечают сегодня 125-летие со дня рождения архиепископа Луки, доктора медицинских наук Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Этот мудрый человек и великий страдалец органично соединил в себе редкие качества: он лечил души и хвори людей. Жизнь епископа Луки сложилась трагически: трижды его сажали в ГУЛАГ, но он не сломился, не предал ни свою веру, ни медицину.

До сих пор о нем ходят легенды. Вот одна из них. Книга В.Ф. Войно-Ясенецкого «Очерки гнойной хирургии» была удостоена Сталинской премии несмотря на его духовный сан. Это, пожалуй, единственный подобный случай. Всесильный Сталин как будто бы вызвал автора на ковер и задал ему «философский» вопрос: «Вот вы - хирург, как же вы в Бога верите - столько людей резали, а души ни разу не видели?». Архиепископ ответил: «Совести я тоже ни разу не видел, а она есть»...

Это легенда. А вот один только пример страшной правды его жизни. В Хабаровске живет внук Валентина Феликсовича, доктор медицины, известный в стране хирург-уролог Алексей Михайлович Войно-Ясенецкий. Он хорошо знает всю жизнь своего деда. И вот что он рассказывает.

- В третий раз деда посадили по такой статье, которая живыми никого не оставляла. Статья была расстрельная, 58-я, несколько пунктов. Он не должен был выжить, вернуться оттуда. Но произошла канцелярская ошибка в стане палачей. На его деле кто-то из гэбистов написал, что приговор приведен в исполнение. Документ отправили в Москву, а дед, между тем, сидел в туруханских местах. Все же свою ошибку гэбисты вскоре обнаружили, удивились, испугались: человек-то живой, все еще сидит, надо ошибку исправлять. Как? В то время таких людей, как дед, в расход можно было пускать только с позволения Сталина. Он и начертал на его деле резолюцию красным карандашом: таких людей, мол, надо беречь, а не расстреливать, они нам нужны. Вскоре его выпустили, дали Сталинскую премию...

Путь к Богу у Валентина Феликсовича не был быстрым и рано осмысленным. И в медицине он оказался благодаря воле случая. В своих мемуарах святитель вспоминал: «Я все-таки преодолел это отвращение и поступил на медицинский факультет Киевского университета... Учился на сплошные пятерки и неожиданно заинтересовался анатомией... Произошла интересная эволюция моих способностей: умение тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии...»

«Религиозного воспитания в семье я не получил, и если можно говорить о наследственной религиозности, то, вероятно, я унаследовал ее главным образом от очень благочестивого отца».

...Медицинский факультет был окончен перед самой русско-японской войной. Вместо желанной должности земского врача выпускник оказался в военном госпитале под Читой. Там и стал созревать замысел книги, которая и сегодня у медиков чрезвычайно авторитетна. В.Ф. Войно-Ясенецкий не ограничивался узкой специализацией, оперировал, лечил, занимался проблемами наркоза, писал научные статьи. В конце-концов осел в Ташкенте - это был 17-й год. Он уже был доктором медицинских наук. К революции отнесся инертно, потому лечил всех - красных, белых. За что однажды едва не расстреляли. Здесь умерла его жена, оставив ему четырех детей. Он привел в дом женщину-медика, которая стала им матерью. Вот как он пишет об этом в мемуарах: «Часа в три ночи я читал 112 псалом (у гроба умершей жены. - А.Г.)... Последние слова псалма поразили и потрясли меня: «...и неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях». Почему-то я принял потрясшие слова псалма как указание Божие на мою операционную сестру Софию Сергеевну Велецкую. Так и случилось, она долго жила в моей семье, но была только второй матерью для детей...»

В Ташкенте он работал главным хирургом городской больницы, как человек верующий посещал богослужения и был замечен. Он всегда оставался органично религиозным человеком. Перед операцией осенял себя и ассистентов крестным знамением, молился. Защищал свою веру от нападок атеистов, участвуя в модных тогда диспутах на религиозные темы, и всегда с блеском громил своих оппонентов. Был исключительно прилежным прихожанином.

В 1920 году ташкентский епископ Иннокентий предложил ему стать священником. Он согласился. «Я чувствовал, что мой долг - защитить проповедью оскорбленного Спасителя нашего». Как у многих из нас, путь к вере начинался с интереса к личности Иисуса Христа. Он продолжал лечить людей в больнице, а церковный сан нужен ему был для проповеди, для бесед с людьми. Наряду с этим не переставал заниматься научной работой, преподавал медицину на факультете. В церкви к тому времени стало неуютно, начался раскол между «тихоновцами» и «обновленными». В епархии не осталось ни одного епископа, и главным церковным лицом оказался протоиерей Валентин. Потом его назначат епископом и постригут в монашество с именем Луки, который, по преданиям, тоже был врачом. Архиереем он стал в самом конце мая 1923 года. Лука продолжал ходить на лекции в рясе, возмущался тем, что сняли иконы в операционной... Все же его пока терпели. Правда, недолго. А вскоре арестовали.

Начались вопросы, нелепые, непонятные. Наконец увезли в Москву, в «Бутырку», где сидел с уголовниками, перевели на Таганку - к политическим. Уголовники его не трогали, даже уважали, но по пути в ссылку чуть не убили. В долгой дороге случалось всякое. Вот что вспоминал позже Лука: «Об этом пути я мало помню, не забуду только операцию, которую мне пришлось произвести на одном из ночлегов крестьянину лет тридцати. После тяжелого остеомиелита (гнойное воспаление костного вещества), никем не леченого, у него торчала из зияющей раны в дельтовидной области вся верхняя треть и головка плечевой кости... Я попросил найти слесарные щипцы и ими без всякого затруднения вытащил огромный секвестр...»

Устроившись в ссылке в Туруханске, он продолжал быть и священнослужителем, и врачом. Из ссылки ему разрешили вернуться в Ташкент. Шел 1926 год. Здесь владыка был отправлен на покой, вел частную врачебную практику, не беря с пациентов платы, служил в маленькой церкви. Когда церковь Сергия Радонежского решили взорвать, он собрался там умереть среди икон в епископском облачении.

Не получилось - его снова арестовали. Отправили в Котлас хирургом в больницу. Потом был Архангельск и снова свобода, опять Ташкент, работа консультантом в здешнем Минздраве, работа над книгой. А в 1937 году - очередной арест. Две недели непрерывных допросов, обвинений в шпионаже. Нервы были на пределе, однажды взял в руки тупой нож и стал им пилить шею, чтобы напугать палачей. Те испугались, дали ему передышку. Снова была ссылка...

Когда началась война, епископ Лука настойчиво требовал своей отправки на фронт, чтобы лечить раненых. Вот одна из его телеграмм: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта... Являюсь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, где мне будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Удивительно, но его услышали. В 1944 году В.Ф. возглавил Тамбовскую епархию, а в госпиталях прифронтового города стал спасать от смерти тысячи людей.

В 1946 году он получил Сталинскую премию за свои многострадальные очерки о гнойной хирургии. Ему было 69 лет, здоровье подорвано, зрение слабело. Перевели епископом в Крым, где он продолжал прежний образ жизни. В 1956 году владыка ослеп и оставил себе только службу в церкви. Умер Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в 1961 году слепым стариком, до последнего дня сохранившим ясность мысли и способность служить в храме.

На время о нем забыли, хотя целые поколения медиков учились по его лауреатской книге. Имя епископа Луки чтила церковь. Сегодня он канонизирован как местночтимый святой в Крыму и в Красноярске. В 1998 году Священным синодом Украинской православной церкви архиепископ Лука был причислен к лику святых. В Тамбове ему поставлен памятник, его имя присвоено одной из крупнейших городских больниц, местная епархия учредила стипендию в его честь для учащихся Тамбовского медучилища.

Его внук, живущий в Хабаровске, доктор медицинских наук, заведующий урологическим отделением 10 горбольницы Алексей Михайлович Войно-Ясенецкий некоторым образом повторил медицинскую судьбу деда. После окончания института в Ленинграде рванул, как он выразился, подальше, в глубь страны. И оказался неподалеку от Читы, где начинал практиковать дед. Выбрав урологию, скоро оказался в нашем городе, где основал и закрепил дальневосточную урологическую школу, учил в институте студентов, аспирантов, пестовал учеников-практиков. И как дед, мечтавший о судьбе земского врача, вернулся в практическую медицину. На его счету и операции по пересадке почек, и другие сложнейшие вторжения в человеческий организм, страдающий мочекаменной болезнью. И сегодня он два-три раза в неделю оперирует тяжелобольных.

Я попросил Алексея Михайловича рассказать о том, как сложилась судьба трех сыновей и дочери его деда.

Самый старший из них, Михаил, отец моего собеседника, быстро выпал из гнезда, которое опекала по просьбе В.Ф. Софья Сергеевна, и ушел в большой мир, бродяжничал, работал на заводе, играл роли в театре... Все же поступил в медицинский, окончил, уехал в Таджикистан, врачевал, позже появился интерес к науке, защитил докторскую.

Его брат Валентин Валентинович тоже известный в медицинских кругах специалист, доктор наук. Сестра Вера Валентиновна защитила кандидатскую диссертацию и была специалистом в санэпиднадзоре. А самый младший из детей В.Ф., Алексей, пожалуй, больше других достиг успехов в медицинской науке с военным характером, также доктор наук. И внуки архиепископа Луки также избрали профессию деда - таких трое; среди правнуков - это старшая дочь Алексея Михайловича Татьяна, доктор медицины, работает директором Института морфологии при кафедре общей патологии Иллинойского университета; есть и другие врачи среди правнуков. Такое ветвистое медицинское «древо» выросло в роду Войно-Ясенецких...

- Почему «лауреатская» книга вашего деда о гнойной хирургии до сих пор не потеряла своего значения? - спросил я Алексея Михайловича.

- Обычно новая медицинская литература живет 5-7 лет и затем теряет некоторые свои качества. Мне кажется, книга деда как бы поставила эту самую хирургию на магистральный путь развития. На нем она и сегодня находится с необходимыми дополнениями. В ней сказано все необходимое для хирурга, что и как ему делать, от пятки до макушки человека. Валентин Феликсович был искусным рисовальщиком, великолепно знал человеческий организм, книгу сам проиллюстрировал. Это редкий случай в медицинской практике, подобных очень мало. Она много раз переиздавалась, входит в список рекомендуемых для вузовского обучения. Каждый хирург, думаю, знаком с ней.

Епископ Лука, доктор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был целителем души и тела, являл собой идеал врача. На дворянском гербе этой семьи - геральдический щит, на нем три сломанных стрелы, а внизу девиз: «Сильные, верные».

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.