Катапульта в зону строгого режима

08.05.2002 | АРХИВ | 4м. 9 c. | 104

Ранним вечером к машине, в которой сидели двое сотрудников ФСБ, подошел мужчина. Постучавшись в боковое стекло, он без обиняков спросил:

- Ребята, вы не меня ждете?

- А ты, вообще, кто такой?

- Я? Я - Ветров.

- Ну, и гуляй до ветру, - ругнулись контрразведчики. Нет, это было уже слишком: гражданин Ветров Алексей Николаевич каким-то особым, присущим лично ему чутьем "вычислил" уже не первое приставленное к нему "наружное наблюдение".

А может быть, это было вовсе не чутье, а постоянно снедающее Ветрова чувство беспокойства. Вскоре сотрудники ФСБ заметили, что он кидается и к совершенно "посторонним" автомобилям, пытаясь спровоцировать водителей на разговор, а потом часами кружит в автобусах, прижавшись лбом к заднему стеклу. Ветров пытался понять, нет ли за ним слежки. Он прекрасно понимал, чем он занимается и что за это полагается в случае провала.

...О том, что контрразведчики обезвредили жителя Комсомольска-на-Амуре Алексея Ветрова, который занимался шпионажем в пользу иностранного государства, рассказал на очередном брифинге журналистам начальник УФСБ по Хабаровскому краю генерал-лейтенант Анатолий Маренков. Впрочем, достоянием гласности эта история стала уже тогда, когда все было кончено. В конце марта "шпион" был осужден Хабаровским краевым судом на четыре года лишения свободы с содержанием в колонии строгого режима, конфискацией имущества, лишением воинского звания "капитан" и правительственных наград.

В числе правительственных наград, которых был лишен бывший капитан ВВС Алексей Ветров, была и медаль "10 лет безупречной службы". Таковы неожиданные зигзаги судьбы. Некогда безупречный служивый попытался "толкнуть" за рубеж комплект конструкторской документации к АКУ-170: автоматическому катапультному устройству, предназначенному для подвески, транспортировки, боевого пуска и аварийного сброса ракет класса "воздух-земля" и "воздух-воздух".

АКУ-170 стоит на вооружении сугубо российских ВВС. "За рубеж это устройство мы не поставляем. Для этого есть другой, специальный экспортный вариант", - говорили в беседе со мной специалисты.

Цена уникальной разработки для российских ВВС, как позже скажут эксперты, - 20 миллионов долларов. Алексей Ветров хотел сбыть ее всего... за 20 тысяч.

О пользе и вреде макулатуры

Недаром, наверное, говорят, что все гениальное - просто. Быть может, Алексей Ветров так никогда и не стал бы шпионом, если бы не... макулатура. Устроившись после увольнения из армии в частное предприятие по переработке вторичного сырья "Комсомольсквторресурсы", он вынужден был заниматься ею каждый день. Тонны и тонны макулатуры мелькали перед утомленным взором Ветрова. Предприятие поставляло бумагу для вторичной переработки за рубеж: так дешевле. Собирать же ее было проще по крупным предприятиям. Так уж случилось, что в их числе оказался и авиационный завод имени Гагарина: тот самый, что выпускает легендарные боевые самолеты Су-27.

С рассыпанных по ангару среди прочей макулатуры чертежей КнААПО, пожалуй, все и началось. Зоркий глаз капитана запаса ВВС, который в "армейскую" свою бытность служил инженером по эксплуатации боевых самолетов, сразу вычислил их среди прочих бумаг.

Чертежи были самые обычные, не секретные. На российских режимных предприятиях и по сей день работает жесткая система хранения и уничтожения секретных документов, и в макулатуру такие не сдаются. Но общеизвестно ведь, что даже Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения после того, как ему на голову упало самое обычное яблоко.

...Конечно, яблоко, которое упало на голову Алексея Ветрова, было несколько иное. Пожалуй, даже с червоточиной. Но, как отметили его друзья, именно с того самого момента он просто заболел идеей найти для продажи за рубеж по-настоящему ценные бумаги.

Мысль эта настолько захватила Ветрова, что к очередной своей зарубежной командировке он подготовился весьма основательно. И, едва сбыв новую партию макулатуры, завел со своими партнерами разговор о том, что мог бы читать и курс лекций по самолетостроению.

Наверное, это звучало дико из уст коммивояжера. Но иностранная разведка тоже не лыком шита. Было ясно, что этот странный русский для чего-то закидывает удочки. И еще было совершенно ясно, чего он хочет: денег. На всякий случай Ветрова проверили. А проверив - присвистнули. И было отчего: наш герой оказался не только специалистом по самолетам Су-27, но еще и секретоносителем с "формой допуска номер два" - то есть к документам с грифом "совершенно секретно". Одним словом, Ветров был ценным кадром. Оставалось грамотно его "закадрить".

Лектор - находка для шпиона

Ветрова не взяли в крутой оборот. Напротив, его "приручали" ласково и терпеливо.

Однажды ему действительно предложили читать лекции по самолетостроению. Да еще где... На крупном иностранном авиастроительном предприятии! (Читатель уже, наверное, заметил, что мы не указываем государство, на которое работал Ветров. По просьбе сотрудников УФСБ мы делаем это во имя избежания международного скандала. Однако надеемся еще вернуться к этой теме чуть позже. - О.Н.). А вскоре Ветров сделал и еще одно весьма приятное открытие: его знания оценили очень высоко. За одну лекцию Алексею платили по тысяче долларов США. Поверив в свой талант, Алексей привык рассчитывать на этот "приработок". Чудеса теперь следовали одно за другим. Вскоре весьма солидная иностранная компания вышла на него с предложением заключить настоящий контракт. За хорошее вознаграждение он должен был делать сущую ерунду: искать в России таких же, как он, специалистов в области самолетостроения и организовывать их лекции на зарубежных авиастроительных предприятиях.

И в этом, опять же, не было никакого уголовного "состава". А решение задачи, что называется, прямо вслух диктовала сама жизнь. Ведь в родном городе Ветрова есть целое предприятие, где работают настоящие асы самолетостроения. И вот Алексей Ветров везет на завод имени Гагарина своего иностранного "коллегу" - договариваться с конструкторами.

За тысячу долларов один из конструкторов КнААПО согласился прочитать за границей лекцию по авиастроению. И, не поставив об этом в известность руководство предприятия, отбыл из России. Кстати, его отсутствия в тот момент даже никто и не заметил: для чтения лекции конструктор воспользовался своим личным отпуском. Впрочем, и потом, когда эта история выплыла наружу, специалист завода отделался лишь служебным взысканием - за "самодеятельность".

Задания из-за рубежа меж тем становились все более и более странными. Внезапно иностранное авиапредприятие перестало нуждаться в лекциях. Зато Ветрова попросили отыскать и привезти чертежи к барокамере, которую выпускает КнААПО.

- Это был пробный шар, - прокомментировал ситуацию замначальника следственного отдела УФСБ по Хабаровскому краю подполковник юстиции Александр Карацуба. - Вербовка и предполагает именно такой подход к "клиенту". Сначала следуют незначительные просьбы, которые его, в сущности, ни к чему не обязывают. Например, достать чертежи к той же барокамере: они ведь совершенно не секретны. Но Ветров обкатал на этом "задании" свою способность находить на заводе людей, которые имеют доступ к чертежам и могут их вынести с предприятия.

Ветров и в самом деле нашел нужных для своих задач людей на КнААПО. Чутье подсказало ему, что следом за чертежами к барокамере пойдут новые заказы. И так оно и вышло. В этот период времени Алексею удалось через своих знакомых на заводе найти, а затем и переправить за рубеж отдельные чертежи от документации к АКУ-58 (автоматическое катапультное устройство к самолету СУ-27), АКУ-470, к передней стойке шасси и системе дозаправки самолета в воздухе. Эти чертежи, которые не представляют ровно никакого "шпионского" интереса, были последним "пробным шаром" иностранной разведки. Последней проверкой Ветрова на прочность. Дальше могло быть только настоящее "дело".

И Ветров это уже знал.

Операция "Кукла"

Ветров, конечно, понимал (и не без основания), что его своеобразная работа на иностранную "фирму" может привлечь внимание сотрудников ФСБ. А поэтому мучительно пытался "вычислить" чекиста едва ли не в каждом прохожем. Наконец, не в силах больше терпеть неопределенность, он сам решил направить контрразведку по ложному следу. И... направился прямо в городской отдел ФСБ.

- Вербуют, - горестно вздохнул Ветров в отделении. И с возмущением поведал контрразведчикам "историю вербовки". Разумеется, умолчав, что уже переправлял за рубеж кое-какие чертежи. Предложив контрразведчикам "вступить в игру", Ветров надеялся убедить их в том, что только волнение за судьбу России заставило его взвалить на свои плечи непосильную роль Штирлица.

Он надеялся, что слежка (если она есть) после этого ослабнет. Но сотрудники ФСБ к этому времени "разрабатывали" его уже не первый год. И они знали, что настоящее дело Ветрову уже поручено.

...Настоящим делом стало задание добыть на заводе и переправить за границу комплект документации к АКУ-170: уникальной разработки, которая стоит на вооружении российских ВВС. Как уже сказано выше, цена этой разработки - 20 миллионов долларов. Конечно, это если бы она продавалась. Но в том-то все и дело, что АКУ-170 не входит в перечень военной техники, которую экспортирует Россия. Как говорится, у каждой армии должны быть свои секреты.

За этими секретами и направился привычно Ветров на КнААПО, к своим знакомым, которые уже добывали для него кое-какие чертежи. Однако новое задание повергло в шок даже этих людей.

- На документации к АКУ-170 стоит гриф "совершенно секретно"! - пытались убедить они Ветрова.

- Значит, больше заплатят, - настаивал тот.

С ужасом осознав, во что они вляпались, специалисты завода пошли "сдаваться" в ФСБ. В отличие от Ветрова, совершенно искренне. И тогда начался последний этап операции, в которую вступили чекисты.

- Задача была - дать Ветрову возможность отказаться от совершения преступления самому, - рассказал Александр Карацуба. - Поэтому мы попросили работников завода выдать ему три первых листа от комплекта документации. Это вводная часть, секретов не содержит, зато на ней стоит гриф "совершенно секретно". Ветров, который знает порядок работы с секретными документами, мог, по нашей мысли, после этого сам отказаться от дальнейшего выполнения "задания".

Но Ветров не отказался. Отдав первые листы, он вернулся на завод за остальным: за "работу" ему было обещано 20 тысяч долларов. Алексей Николаевич не знал, что сотрудники ФСБ на этот случай уже подготовили ему "куклу": комплект документации к АКУ-170 (который на самом деле таковым не являлся) был подделан так искусно, что подвох не различил даже опытный глаз инженера по эксплуатации боевых самолетов.

...Его взяли при переходе границы. Комплект документов был спрятан на теле, под одеждой.

Вместо заключения

Дальнейшее известно. За покушение на государственную измену в форме шпионажа Алексей Ветров осужден. Четыре года - не такой уж большой срок. Но суд имеет право назначать наказание "ниже низшего предела" с учетом всех обстоятельств дела. Ветров раскаивался искренне и весьма деятельно. Он даже позволил следствию "протестировать" себя на полиграфе - "детекторе лжи". Такие следственные действия могут быть произведены только с согласия самого подследственного, и в нашем крае были применены впервые.

- К тому же статья 275 ("государственная измена") в ее нынешнем виде уже, по сути, устарела,- заметил замначальника следственного отдела УФСБ по Хабаровскому краю Александр Карацуба. - Она ведь предполагает "проведение враждебной деятельности". А какой же Ветров, по большому счету, "враг"? Он думал только о деньгах.

В своем стремлении заработать деньги любыми способами Ветров, конечно, не был оригинален. Как сообщил на брифинге журналистам начальник УФСБ по Хабаровскому краю генерал-лейтенант Анатолий Маренков, только в прошлом году наши контрразведчики выявили на территории края двадцать кадровых сотрудников иностранных спецслужб. В условиях экономических и геополитических противоречий их деятельность на территории России в последние годы активизировалась. Что, конечно, не удивляет. Гораздо хуже то, что экономический кризис в нашей стране значительно облегчил задачу иностранной разведки. Иные граждане готовы торговать секретами даже за смешные деньги.

О. Новак.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

12.08.2022 12:14
ВТБ в Хабаровском крае на 8% нарастил розничный кредитный портфель

12.08.2022 10:33
Дольщики получат выплаты в полном объёме

12.08.2022 10:24
Ван И: «Ошибка США в тайваньском вопросе имеет три аспекта»
Член Госсовета КНР, министр иностранных дел Ван И 7 августа во время своего визита в Бангладеш заявил, что Соединенные Штаты ошиблись в трех аспектах относительно безответственной поездки спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси на китайский Тайвань.

12.08.2022 09:53
Август - время аллергии
С августа до конца сентября начинается новая волна аллергических реакций, вызываемых пылением сложноцветных, маревых, крапивных и сорных трав.

12.08.2022 09:52
Разминка перед Кубком России
Хоккеисты «СКА-Нефтяника» провели первый  матч в межсезонье. Ради этого подопечные Михаила Пашкина отправились в Иркутск, где сразились с местным клубом «Байкал-Энергия».



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%