Пикник на обочине здравого смысла
Могилки своих родных моя семья проведала еще в прошлую субботу. По случаю были в Приморье, заглянули и на кладбище. Обошлось без традиционного столпотворения, хотя людей было много, но по большей части чистили они и убирали могилки, смиренно сидели на скамеечках возле усопших.
А в воскресенье, 12 мая, отправились обратно в Хабаровск по автомобильной трассе. Догадаться, что скоро Родительский день, было несложно - о приближении кладбища в любом населенном пункте говорило скопление машин и людей. Все это чем-то напоминало майскую демонстрацию, правда, к привычным букетам цветов прибавлялись еще и добротные, полные сумки с бутылками и снедью.
Подумалось: а почему, собственно, получается у нас все так массово? В комсомол и партию - так всей бригадой, на кладбище - всем селением. Любим мы, наверное, коллективизм, не вытравить его из нашего миропонимания.
Вот и вчера, 14 мая, в Родительский день почти весь Хабаровск отправился на городское кладбище. Многие превратили этот день в обычную пьянку с обильной трапезой. У нищих и бродяжек пакеты и мешки ломились - у кого от снеди, у кого от пустой стеклотары. Все как обычно.
Теперь для удобства людей во всех крупных городах организуют специальные рейсы автотранспорта, на дорогах к кладбищам в эти дни творится что-то невообразимое. У погостов дежурят машины "скорой помощи", милиция. Люди в форме в этот день к пьяненьким, бредущим с кладбища, снисходительны.
А на самом кладбище?
Нынче поминать приходим с водкой, шумим и веселимся из-за выпитого, невзначай портим соседние могилки, проведать которые никто не пришел. Тут же жарят шашлыки, разбивают шатры - пикник на обочине здравого смысла.
Недавно мама как-то сказала: "Говорят, что в Родительский день мертвых на кладбище особо беспокоить нельзя. А мы водкой, шумными разговорами, спорами им мешаем".
Не знаю, может быть, мама была и права по-своему. Но вот и церковь на протяжении последних лет твердит не отягощенным православными знаниями: отмечать этот день нужно не кощунственными пикниками на могилках, а молитвой да возложением цветов. Кстати, ведь многие старые бабушки так и делают. Видели ли вы, что берут они с собой? Котомки со спиртным? Нет. Приносят пасхальные куличи, крашеные яйца, цветы, воду обычную. Так всегда бабушка моя восьмидесятилетняя делает, говорит, что не водки хотят умершие в этот день выпить, а водички колодезной.
Вот и настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского протоирей отец Сергий, с которым мы побеседовали в Родительский день, заметил:
- Наши покойные сородичи еще живы перед Богом. К их останкам мы приходим, чтобы сообщить им о Воскресении Господнем, принести радость по этому поводу. Жизнь продолжается, и она прекрасна. Им ведь как раз это и понятно. И радостно, что вспоминаем их светло, читаем молитву. А вот пьянствовать на могилках - нельзя. Церковь это давно не приветствует. Жаль, что этого не понимают люди. Водка, гуляния, драки - это отголоски языческих традиций, влияние западной развращенной культуры. Нам нужно выбираться из этой трясины, восстанавливать светлые российские традиции.
Как заметил отец Сергий, в Радуницу принято ходить семьей в церковь, отстоять службу. И многие верующие горожане так и сделали. Вчера в Хабаровске во всех церквях и храмах прошли утренние литургии и были отслужены панихиды по умершим. В храме Александра Невского верующих было очень много. Только после церковного поминания, как требует традиция, они отправились на кладбище. Истинно верующие нынешнюю вакханалию, которая на кладбище творится, называют глумлением и кощунством.
Кстати, может быть, не многие знают, но Русская православная церковь в своем календаре имеет несколько суббот поминовения усопших. Суббота перед Масленицей, субботы во вторую, третью и четвертую недели Великого Поста, суббота перед праздником Святой Троицы и вторник Фоминой недели. Но почему-то именно в Радуницу кладбища в России превращаются в вертепы.
...Настоящая память о близких - это не бутылка водки, выпитая на могилах, память - в сердце. А лучшего ее проявления в виде чистых и ухоженных могил, воспоминаниях, передаче рассказов об умерших от старшего поколения младшему, наверное, не придумаешь.
А. Волынцева.