поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Общественный транспорт: впереди опасный поворот

18.05.2002
Просмотры
284

Информация о том, что 9 апреля этого года суд Центрального района Хабаровска признал требования мэрии города об обязательной отметке водителей коммерческих автобусов в диспетчерской службе незаконными, у нас, работников муниципального общественного автотранспорта, вызвала, мягко говоря, противоречивые чувства. Потому что за этим судебным решением могут последовать очень нежелательные события. Об этом и хочется сказать.

Коммерсанты, занимающиеся частным извозом, можно сказать, в очередной раз одержали победу. И остается не только поздравить их с этим, но и задуматься над тем: а кого же они победили? Мэрию? Муниципальных транспортников? Пассажиров?

Не одно уже десятилетие перед нами, работниками общественного автотранспорта, стоит задача постоянного совершенствования методов диспетчерского руководства движением автобусов. Дело это очень непростое, тем более в таком городе, как Хабаровск, с его сложным рельефом и непростыми маршрутами. Начиная с 1970 года, мы открывали линейные диспетчерские пункты, потом создавали центральную диспетчерскую службу, снабжали конечные точки маршрутов специальной переговорной аппаратурой, внедряли компьютеры для контроля за работой водителей. В общем, создавали возможные условия для общения водителей и диспетчеров. И все это было и остается насущной необходимостью для улучшения обслуживания горожан и повышения безопасности пассажиров. И, считаю, добились здесь неплохих результатов: ведь Хабаровская центральная диспетчерская служба признавалась лучшей в регионе Сибири и Дальнего Востока.

Диспетчерское руководство общественным транспортом - дело чрезвычайно важное, не зря же на передовых автопредприятиях и за рубежом, и в России в этих целях применяются даже космические технологии.

Но почему-то хабаровские коммерческие перевозчики считают, что диспетчеру ЦДС не обязательно знать, все ли запланированные машины вышли на линии, какой автобус сломался и создал в графике двойной интервал, можно ли, и если можно, то как, исправить создавшуюся ситуацию, что диспетчерской службе не обязательно быть в курсе того, что какой-то автобус опережает график, летит по маршруту, нарушая правила дорожного движения, а другой водитель тянет время, стараясь собрать побольше пассажиров. Все это для борцов за соблюдение законов - сущие пустяки. И не беда, если коммерсант выедет на работу не в 6.00, а на полтора часа позднее, когда пассажиропоток плотнее. И если сойдет с маршрута на пару часов раньше. Интересы пассажиров для них не имеют в данном случае ни малейшего значения.

Готов согласиться, что какой-то пункт закона о предпринимательской деятельности не совсем четко "прописан", что в нем не учтены некоторые вопросы. Но это же не значит, что все нужно пустить на самотек. И как в таком случае быть с действующим "Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденном приказом министра транспорта РФ 8 января 1997 года? И можно ли игнорировать правила организации пассажирских перевозок, в которых сказано: "Владельцы автобусов обязаны... организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения"? А без "отметок" это соблюсти невозможно.

Допускаю, что законы о предпринимательской деятельности в части перевозок пассажиров на коммерческой основе не во всем стыкуются с законами об организации пассажирских перевозок муниципальным автотранспортом. И это противоречие наносит вред делу транспортного обслуживания населения.

А теперь о том, что не только должно бескорыстно интересовать всех, но и что всех касается с материальной точки зрения: тех, кто везет, тех, кого везут, тех, кто формирует бюджет, тех, кто платит налоги. Практически все, за редким исключением, коммерческие автобусники или вообще не выдают пассажирам билетов, или вручают им бумажки сомнительного происхождения. И при этом, до отказа набивая салоны автобусов пассажирами, налоги платят лишь по количеству сидячих мест. И можно лишь предположить, какие огромные суммы налоговых платежей уплывают мимо бюджета. А от этого каждый житель города не получает многие виды услуг, которые должен был получать.

Или остановимся на такой "мелочи", которая стала сущей бедой для муниципального пассажирского транспорта. В нашем городе в течение десятилетий строили "карманы" для заезда автобусов к месту остановки. Только на первый взгляд может показаться, что дело это плевое. Это не так: тут нужно учесть и место, и профиль дороги, и интенсивность движения автотранспорта, и многое другое. И вот в последние годы владельцы легковых машин и особенно таксомоторов эти "карманы" буквально оккупируют, стоят в них часами в ожидании пассажиров. Они мешают пассажирскому транспорту, заставляют автобусы делать невероятные маневры. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения. Мы уже много раз обращались в различные, даже самые высокие инстанции. В ответ - длительное молчание. А руководители краевой ГИБДД ссылаются на нехватку сотрудников, чтобы пресечь эти нарушения. И наши водители уже в открытую говорят о коррупции, процветающей на пассажирских маршрутах и Хабаровска, и других городов края.

Сущий беспредел творится в Хабаровске и со стихийными парковками в неположенных местах частного автотранспорта. Даже в границах перекрестков в самом центре города. Они не только затрудняют работу наших водителей, но и создают угрозу безопасности пассажиров. И снова молчат руководители ГИБДД, молчит прокуратура.

Уже в зубах навязла тема о засилье различных директивных актов, по которым до 70 процентов городских пассажиров общественного транспорта пользуется льготным проездом в автобусах. В некоторых из этих законов есть даже попытки оговорить какие-то механизмы компенсации выпадающих доходов автотранспортников. Но эти попытки так бесполезными попытками и остались. Льготников масса. Но если в других регионах России потери автомобилистов от перевозки льготников компенсируются на 60-70 процентов, то в Хабаровске - всего на 20-25 процентов, а иногда и того меньше. В результате этого предприятия приходят в упадок, средний возраст автобусов достигает 10,5 года при норме 3,6 года. Нет средств на самое необходимое - ремонт машин и зданий, люди увольняются, отправляясь на поиск лучших заработков. А на смену квалифицированным кадрам приходит неопытная молодежь, которой рискованно поручать перевозку людей.

Конечно, в сказанном нет никаких открытий. Но приведенные факты в совокупности приводят к заключению, что такое отношение к муниципальному автотранспорту - это составная общей тенденции развала в стране всего, что не принадлежит олигархам и частным владельцам рангом поменьше.

Кое-кто старается всех убедить в том, что коммерческий автотранспорт способен обеспечить перевозками все население. Эти люди глубоко ошибаются. И то, что сегодня творится на автобусных маршрутах Хабаровска, какую анархию на коммерческом автотранспорте мы видим, лишний раз это подтверждает.

И. ЩЕРБАКОВ.