Депутат взялся собрать весь мусор
Самыми грязными городами в крае сегодня являются Хабаровск, Комсомольск-на Амуре и Амурск, в которых ежегодно выбрасывается на свалки около двух миллионов тонн отходов.
Ситуацию с их захоронением и утилизацией можно назвать критической: все новые и новые свалки угрожают здоровью жителей края. Недавно в Хабаровском крае была создана ассоциация переработчиков отходов производства и потребления, которая объединяет немногочисленных пока сборщиков вторсырья, а также предприятия по изготовлению из него различной продукции. Президентом ассоциации избран И.М. Федоров, заместитель председателя комитета краевой думы по социально-экономическому развитию края.
- Иван Михайлович, с некоторых пор проблема загрязнения окружающей среды чуть ли не главная после проблем социальных и экономических. Ситуация действительно такая критическая?
- Да. В крае накоплено свыше 18 миллионов тонн различных отходов. Из них более трех миллионов просто опасны для населения. А если учесть, что их негде хоронить, новых полигонов мы не строим, то ситуация может стать чрезвычайной.
Между тем количество свалок из года в год растет. Большинство их надо или закрывать, или строить рядом с ними мини-заводы по утилизации отходов. А сколько стихийных мусорных куч в окрестностях городов и поселков! По подсчетам, на одного жителя края сегодня приходится 1,2 тонны отходов.
Все это хозяйство практически не перерабатывается из-за того, что сборщиков этого добра можно по пальцам пересчитать.
- Что ваша ассоциация уже делает в этом направлении?
- В одиночку выплывать трудно, поэтому мы решили собрать единомышленников. Это всего 29 предприятий, занимающихся сбором и переработкой вторичного сырья. Они могут взять хотя бы часть того, что у нас валяется под ногами, и хоть как-то утилизировать все это. Сколько у нас старых аккумуляторов? «Металлисты» выливают электролит на землю, а свинцовые решетки сдают на цветмет. Есть проблема - очистка наших водоемов. В Иннокентьевском озере, к примеру, затоплены сотни тысяч кубов ценнейшей древесины. Лесовозные дороги сегодня от Селихино до Николаевска завалены бревнами. Кто будет поднимать этот лес? Если и находятся желающие, то реализовывать его невыгодно. Значит, надо продумать такие условия, чтобы предприятия на конкурсах бились за право на подъем топляка. Что делать с кузовами автомашин, автошинами? Переплавлять. Где достать плавильные машины и прессы? Кто их будет собирать? Вопросов пока больше, чем ответов. Я считаю, что ассоциация как раз должна заниматься такого рода вопросами. - Есть ли у вас программа-минимум на ближайшее время?
- В первую очередь, для тех, кто берется за отходы, должны быть оговорены льготы различного характера. Надо и на законодательном уровне ужесточить штрафные санкции к загрязнителям.
Интервью взял Александр САВЧЕНКО.