Пора переходить к классике
Ваш корреспондент беседует с бывшим ректором, а ныне советником ректора Хабаровского государственного педагогического университета, профессором, академиком Академии социальных наук РФ В.В. Романовым, который возвращает нас к вопросу о необходимости создания в Хабаровске классического университета. И наш собеседник, и редакция надеются, что эта публикация вызовет отклик у жителей края и тех, от кого зависит решение этой проблемы.
- Валентин Викторович, что такое классический университет, за который вы ратуете? Сегодня и так кругом сплошные университеты да академии...
- Классический университет - это крупный научный центр по подготовке специалистов по естественным, социальным и гуманитарным направлениям для научно-исследовательской и творческой деятельности, а также и преподавательской в учебных заведениях всех уровней.
В нем студенты получают более глубокие теоретические знания и практические навыки. Именно такая система университетского образования существует и признана в мире.
У нас же многие университеты «созданы» простой сменой вывески. Без изменения содержания, структуры и организации процесса обучения.
- Известно, что, вновь поднимая вопрос о необходимости создания классического университета в Хабаровске, вы изучили историю этой проблемы. Хотелось бы услышать о ней.
- На Дальнем Востоке первый университет возник в 1920 году путем слияния существующих во Владивостоке двух частных: историко-филологического и юридического факультетов и Восточного института. Затем в него вошли владивостокские политехнический и педагогический институты. А когда в двадцать третьем году во Владивосток был переведен Читинский университет, образовался ДВГУ - единственное до 1930 года высшее учебное заведение на просторах Дальнего Востока.
- Когда и почему пришла мысль о создании университета в Хабаровске? И что было потом?
- Эта мысль появилась в двадцатых годах, когда стало очевидным, что ДВГУ не в силах удовлетворить дальневосточные потребности в кадрах. Причины? Огромная территория, тяжелое финансовое положение тех лет и в то же время - крайняя необходимость в специалистах для восстановления и строительства народного хозяйства. И в 1929 году специальная краевая комиссия под руководством А. Лобова (зав. крайотдела народного образования), изучив ситуацию, обосновала эту идею перед Наркомпросом. Наверху было принято постановление о создании вузов: во Владивостоке - ДВ политехнического института; в Хабаровске - государственного университета с факультетами - медицинский, физико-математический, педагогический, восточного народного хозяйства и институтом сельского и лесного хозяйства; в Чите - ДВ зоотехнического института. Далькрайком ВКП (б) принимает решение «Об осуществлении плана развития высшего образования в ДВК». В тридцатом году в Хабаровске уже открыт Хабаровский медицинский институт, в тридцать четвертом - педагогический...
Но вузовская реорганизация не удалась. Из-за сложной международной обстановки финансы и ресурсы направлялись на укрепление обороноспособности.
Лишь в пятьдесят втором году первым к этому вопросу вернулся известный краевед и ученый, доцент Н.И. Рябов: «Университет на базе нашего института должен быть, так как он будет готовить не только специалистов для науки, но и учителей!». Актуальность проблемы нарастала. Но условий для ее решения не было.
В 1979 году в крайком КПСС поступила докладная записка ректора Хабаровского пединститута, доцента Н.В. Свердлова, который доказывал острую необходимость хабаровского университета. Убеждал в этом руководителей края и известный ученый, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик, глава Института тектоники и геофизики ДВО РАН и совета директоров НИИ Хабаровска Ю.А. Косыгин: «В Хабаровске имеются все условия для создания на базе педагогического института государственного университета».
К сожалению, их не поддержало краевое партийное и советское руководство.
- Вы считаете, что наконец-то настало время решить проблему?
- Безусловно! В Хабаровске, столице региона, для этого есть все. И кадры, и необходимая база, и условия. Но на ведущую роль в этой реорганизации, на мой взгляд, сегодня могут претендовать лишь два вуза. Первый - университет путей сообщения, обладающий прекрасной учебно-лабораторной и жилой базой. Второй - наш педуниверситет. По профилю университетских специальностей и по образовательным программам подготовки студентов в классическом понимании он подходит больше.
- Подозреваю, что любая реорганизация проходит нелегко. Скажите, существует, скажем так, какое-то сопротивление объединению?
- Вы задали вопрос, требующий тактичного ответа. Да, некоторые коллеги отстаивают свои узкопрофессиональные интересы. Но это местничество, а не государственный подход к проблеме.
Знаете, так в 1993 году была упущена прекрасная возможность. Тогда вышло правительственное постановление о мерах поддержки образования в России, и Госкомвуз прислал в край письмо с предложением о создании в Хабаровске государственного университета. К сожалению, тогдашний председатель совета ректоров, ректор института народного хозяйства П.М. Коневских, не доведя этот документ до вузовской общественности и не обсуждая его на ректорском совете, дал наверх свой поспешный отрицательный ответ.
И все же в последние годы при каждом удобном случае поднимался вопрос об интеграции вузов и НИИ в единую классическую систему. Уверен, хабаровские ученые за это.
- В чем преимущества такой интеграции?
- Замечу, интеграции неторопливой, постепенной, продуманной... Когда существует единый научный коллектив под руководством ректора и научного совета, объединяющий целые школы и направления, учебные и лабораторные базы, когда комплексно решаются многие задачи смежных наук (а изолированных проблем не существует!), государству легче финансировать и планировать задания по подготовке требуемых научных специалистов.
- И у нас найдется свой Ломоносов, чтобы возглавить такую махину?
- Поверьте, найдется! У нас достаточно фигур, способных возглавить такое учебное заведение.
- Итак, какие шаги необходимы для осуществления этих планов в первую очередь?
- В первую очередь всем нужно осознать государственное значение поставленного вопроса для города, края и всего региона. Многое будет зависеть от позиции и настойчивости руководителей всех уровней. За положительной резолюцией cовета ректоров вузов и руководителей НИИ должно последовать постановление правительства края. Оно способно ставить и решать и не такие задачи. И я очень надеюсь на твердую поддержку исполнительной власти, понимающей важность задачи. Ей она по силам. Тут не обойтись словами: «Определяйтесь и решайте сами».
Есть хорошие примеры. На Сахалине был создан университет. И в Магадане уже действует международный университет, сориентированный на совместную работу с американской школой... И нам, хабаровчанам, пора переходить от слов к делу.
Интервью провел Михаил СВЕРДЛОВ.