Диагноз: сочинитель пьес
Спектакль «Диагноз: Happy Birthday», поставленный Комсомольским-на-Амуре театром КнАМ, похоже, задержится в его репертуаре надолго. Сначала у пьесы был успех во Франции, где режиссер Татьяна Фролова ставила этот спектакль с французскими актерами, потом его успешно приняли в Комсомольске. А в скором времени кнамовцы сыграют «Диагноз: Happy Birthday» на сцене МХАТа. Между тем автора этой пьесы мало кто пока знает. Это 35-летний хабаровчанин Константин Костенко, учившийся в институте культуры на театрального режиссера, но вместо этого ставший драматургом.
Его пьесы странны и не вписываются в общепринятые понятия о драматургии. Манера смешивать бытописание неприглядной постсоветской жизни с научной фантастикой, делая это за гранью абсурда, изрядно напоминает Владимира Сорокина. Но подражательства здесь нет и в помине.
Помимо постановки в КнАМе Константин Костенко может записать в свой актив опубликование этой же пьесы во Франции в сборнике современной русской драматургии. Помимо «Диагноза...» там есть еще пять пьес, в числе которых произведения все того же Сорокина и Евгения Гришковца. Компания достаточно солидная. И Костенко умудрился в ней не затеряться.
Желание заниматься литературным творчеством привело только что отслужившего в армии уроженца Артема в Литературный институт в Москве. Но по конкурсу он не прошел, и после этого уехал изучать заочно театральную режиссуру в Хабаровском институте искусства и культуры.
- Мы с товарищами по курсу решили создать свой студенческий театр, - рассказывает он. - Специально для этого случая я написал пьесу. Но что-то у нас не получилось. А потом я узнал, что есть такой своеобразный театр - КнАМ, связался с Татьяной Фроловой и отослал ей свою пьесу. Ей понравилось.
КнАМ не был первым театром, которому Константин предложил свою пьесу. До этого у него был опыт работы с Виктором Сорвиным в ТЮЗе. Последнему понравилась одна его вещь, и он собирался ставить ее на малой сцене. Но, как с улыбкой говорит Константин Костенко, его пьесы все-таки не для юных зрителей.
Носил он свои работы в театр драмы, но там тоже своя специфика, своя репертуарная политика. На этом сотрудничество с хабаровскими театрами и закончилось.
«Диагноз: Happy Birthday» приглянулся художественному руководителю КнАМа Татьяне Фроловой, всю жизнь занимавшейся сценическими экспериментами, от которых поклонники традиционной театральной школы обычно приходили в замешательство. Привлекла ее, как она сама говорит, нестандартность мысли автора, новизна материала и возможность для экспериментирования. Саму пьесу она характеризует следующим образом: «Разгерметизированный мир, персонажи, сошедшие с полотен Брейгеля, остановившиеся далиевские часы».
- Одно время, помимо чтения классики мировой драматургии, я смотрел по телевизору дешевые латиноамериканские сериалы, и меня удивлял этот идеальный, стерильный мир. Их персонажи даже не люди, это фантомы какие-то, - вспоминает Константин Костенко о работе над «Диагнозом...». - Как картонные фигурки, тщательно вырезанные, идеально раскрашенные. Они и говорят такими идеальными шаблонными словами, если ругаются, то по одной схеме. Мне захотелось немного нарушить такой порядок. То есть, если есть люди, то они несколько убогие. Говорят такими же шаблонными, ходульными фразами, по сериальной схеме, но на какие-то низкобытовые темы. От этого я отталкивался. Это как бы сериал, но несколько искаженный. А фантастические моменты - попытка заглянуть за пленку этого мира, посмотреть, что движет этим всем. Конечно, это несерьезно, скорее элемент иронии, стеба.
Татьяна Фролова помогла Константину связаться с Татьяной Могилевской, которая писала в Сорбонне диссертацию по современной русской драматургии и собирала материал для выпуска итогового сборника. Он отправил ей «Диагноз: Happy Birthday», и она в результате оказалась в числе шести отобранных для публикации пьес. Этот сборник разошелся среди французских театралов во время театрального фестиваля в Нанси.
Казалось бы, молодой талантливый автор дебютировал в качестве драматурга, замечен в Европе, и теперь от предложений о сотрудничестве не будет отбоя. Отнюдь. Все осталось на своих местах. Константин так же работает в одном из хабаровских изданий и потихоньку пишет в свободное время. Перспективы того, что его пьесы обретут в ближайшее время жизнь на подмостках театров, им самим оцениваются очень и очень скромно. Словом, обычная судьба необычного драматурга.
Дмитрий КОШЕВОЙ.