В Харбине есть все, кроме свеклы

07.06.2002 | АРХИВ | 5м. 4 c. | 236

Российско-китайские отношения имеют богатую историю. Есть некоторые особенности и у нынешнего момента. Так, в Китае сегодня считают, что россияне имеют о Поднебесной весьма превратное впечатление. Чтобы исправить столь неприятное для обеих сторон положение дел, Генеральное консульство КНР в Хабаровске и правительство провинции Хэйлунцзян пригласили группу хабаровских журналистов посетить самую северную область Китая.

Сразу хочется оговориться, что несколько устаревшее мнение соотечественников о нашем ближайшем соседе - недостаток вполне объяснимый. Китай в последние годы развивается столь стремительно, что некоторые его уголки сложно узнать даже спустя несколько дней - что уж тут говорить о годах! Город Харбин тому яркое подтверждение.

Судите сами, на возведение сверкающих небоскребов здесь отводят от силы по году. Модную (совсем как у нас) брусчатку кладут вместо асфальта за считанные дни и даже часы. Со стороны мегаполис - одна сплошная грандиозная стройка. При этом неудобства для окружающих - минимальные. Каждое вновь возводимое здание (даже самое крупное) заботливо укутано в мелкую зеленую сетку: и городского ландшафта не портит, и строительный мусор на спешащих мимо прохожих не падает.

И вот лишь некоторые результаты. За последние несколько лет в Харбине появилось четыре ультрасовременных пятизвездочных отеля (все без исключения строились с привлечением иностранного капитала), прекрасная автотрасса до аэропорта. Последняя отвечает не только необходимым техническим требованиям, но с обеих сторон почти на всем протяжении усажена тысячами молодых сосен. Насаждений в городе и его окрестностях так много, что в местной мэрии затруднились даже назвать их число. На новое место в ближайшем будущем собираются также переезжать структуры муниципалитета (для него строится специальный комплекс на левом берегу Сунгари) и знаменитая Харбинская торговая ярмарка.

Подобный строительный напор не выдерживают даже относительно новые здания. Обреченной, например, оказалась высотка местного управления связи - на этом месте уже запланирован более современный комплекс.

А вот историческая часть города, так называемый «русский Харбин», настойчиво держится. Городскими властями сохранена целая улица с двухэтажными особняками столетней выдержки (нынче здесь пешеходная зона - местный Арбат). А лет семь назад православный Софийский собор - с помощью харбинских журналистов - освободили из плена местного универмага (храм служил для него складом) и сделали музеем архитектуры.

И все-таки не своим прошлым, которое неумолимо стирается и поглощается, тяготеет современный Харбин к северному соседу. А вместе с ним и вся провинция Хэйлунцзян, имеющая тысячекилометровую границу с Россией. Интерес этот основан исключительно на потребностях настоящего - он прагматичен, замешан на экономике.

В первую очередь речь идет, конечно же, о рабочей силе. Ее переизбыток в самом Китае - факт общеизвестный. Каждое утро в Харбине можно наблюдать очереди из желающих получить хоть какую-нибудь работу, пусть даже на несколько часов. Малолюдный российский Дальний Восток в этом отношении - просто находка. Экспорт рабочей силы в сопредельное государство для Китая сегодня - государственная политика.

В ее русле правительство провинции Хэйлунцзян очень активно заключает договоры (таковых уже более двух тысяч) с российскими предприятиями. Один из последних примеров - сотрудничество с Дальневосточной железной дорогой, в рамках которого китайские рабочие будут уже нынешним летом трудиться на реконструкции хабаровского вокзала.

Товаров в Китае (как продовольственных, так и промышленных) тоже хватает. Электронная промышленность Муданцзяна - второго по величине города в провинции - поставляет на внутренний рынок телевизоры и холодильники. Но в уме уже не первый год держит рынок российский.

То же самое можно сказать и про сельскохозяйственные предприятия. Директор крупнейшей фермы под Муданцзяном с поразительно широкой специализацией (от производства йогуртов до разведения овец и лягушек) Хао Хиули уже имеет предприятие в Приморском крае. И это только начало. Будущее своего бизнеса он связывает с Россией.

При всем этом, правда, китайская сторона имеет значительные претензии к российской - проблемы на таможне, осложнения с визами (особенно для рабочих) и так далее. Все это, по мнению наших соседей, не способствует нормальным экономическим отношениям. Признаются некоторые упущения и за собой. В первую очередь - по части качества китайского ширпотреба. Но и здесь есть примеры удачного решения проблемы. Так, на Сахалине уже появляются центры качества товаров, произведенных в провинции Хэйлунцзян. И чем больше таких учреждений будет в России, тем скорее продукция из Китая обретет новый, более качественный статус. А это, безусловно, откроет новые возможности и для наших предпринимателей.

Впрочем, северную провинцию Китая все активнее посещают не только российские «челноки», но и просто туристы (всего же визитеров с нашей стороны в прошлом году насчитали более полумиллиона, треть их - из Хабаровского края). И им здесь - наряду с рынками - есть что посмотреть. Сами жители провинции к лучшим своим туристическим ценностям относят леса, озера и снега (зимой, естественно). Россиян всем этим, конечно, не удивишь. Однако вот современнейшие базы для горнолыжного спорта, безусловно, заслуживают внимания.

По словам одного из руководителей провинциального управления по туризму Бо Хайру, горные лыжи в провинции в последнее время весьма популярны. Всего построено 50 (!) специализированных баз, самая крупная из которых имеет аж восемь оборудованных спусков. Четыре последних года здесь проводят лыжные фестивали. Заветная мечта хэйлунцзянцев - когда-нибудь принять на своей территории зимние Олимпийские игры.

Первозданной природы на севере Китая осталось так мало, что ее в последнее время берегут как зеницу ока. Леса в провинции не горят даже в самые засушливые летние месяцы. Оно и понятно - за поджоги (даже без злого умысла) можно запросто оказаться за решеткой. И на долгие годы.

Все активнее работают китайские экологи и над проблемой загрязнения рек. Как известно, на многих предприятиях наших соседей долгие годы вообще не было очистных сооружений. Сегодня их строительство, по сообщению заместителя начальника управления по охране окружающей среды Ли Пина, - обязательное условие для каждого производства. Обнадеживает и факт сотрудничества харбинцев с хабаровскими учеными, изучающими состояние Амура и влияние на него Сунгари. Не так давно завершилась совместная экспедиция по крупнейшей дальневосточной реке.

То есть, как показывает опыт, Китай и Россия могут найти взаимопонимание. А для лучшего понимания друг друга требуется, естественно, знание языков. Факультет русского языка Хэйлунцзянского университета - один из самых уважаемых в стране. Недавно его посетил спикер российского парламента Геннадий Селезнев и был очень доволен увиденным, оставил в подарок несколько книг.

Декан факультета Дэн Цзюнь не менее уникальна, чем ее университетское детище. Обаятельная Дэн (русское имя - Ия) владеет русским в совершенстве и говорит практически без акцента. И это вполне объяснимо. Ведь мама декана - единственная сербка, имеющая гражданство Китая.

Впрочем, Хэйлунцзянский университет - замечательное место для изучения не только русского, но и, конечно, китайского языка. Ведь именно здесь мы познакомились с группой ребят, приехавших из России. Среди них оказались и наши земляки - комсомольчане Артем и Макс.

Кстати, Артем отличился тем, что на факультетской доске объявлений среди сотен иероглифов написал записку большими русскими буквами: «Народ, не пора ли выехать на природу и устроить настоящий расколбас?». Что и говорить - действительно наш человек. Хотя лексика и непереводима. Пришлось потом долго объяснять переводчику особенности российского молодежного слэнга.

В свою очередь сосед Артема по комнате - Максим Кривицкий посетовал разве что на тоску по борщу (в Китае нет настоящей красной свеклы). А вот насчет своего будущего молодой человек абсолютно спокоен: с китайским языком в наше время не пропадешь. Что тут сказать? С таким поколением, наверное, можно не сомневаться и в удачном будущем русско-китайских отношений вообще.

Светлана ПОДЗНОЕВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов