В зоне высокого напряжения

21.06.2002 | АРХИВ | 2м. 1 c. | 73

Термин «безопасность» в наши дни - один из самых популярных. Видимо, все меньше и меньше у нас остается поводов для жизни без опасений. Причем касается это не только каких-то криминальных эпизодов, но и обычных вещей, которые нас ежедневно окружают. Рушатся дома, не выдерживают напряжения газовые трубы.

Мы уже писали, и не раз, обо всем этом. Что на очереди? Одна из самых волнующих в этом плане отраслей - энергетика. На ней завязана и частная жизнь каждого, и работа всех предприятий. Если аукнется что-то в ней, то откликнется мигом и везде. А предпосылок к тому с каждым годом все больше. Как, например, сказал вашему корреспонденту Владимир Киевцев, заместитель генерального директора АО «Хабаровскэнерго» по электрическим сетям, сети эти вместе с электрическими подстанциями имеют на сегодняшний день 50 процентов износа...

До сих пор ведь мы не научились передавать электроэнергию на расстояние силой мысли, поэтому куда ни кинь взгляд - везде провода. Чаще всего их сравнивают с сосудами, по которым кровь оживляет организм. Если же такие сосуды-провода со всего Хабаровского края вытянуть в одну струну, то пройдет она до Москвы и вернется обратно - 15 500 километров как-никак. И все это хозяйство - отнюдь не примитивные столбы с проводами, а, как говорит Киевцев, сложнейшие инженерные сооружения, требующие постоянного обслуживания и ремонта. Причем большая часть из них проходит у нас в крае через такие болота, тайгу и горные хребты, куда добраться можно только вертолетом. При этом надо учитывать нетепличные условия работы электросетей. Ежедневные атмосферные нагрузки (дождь, снег, ветер, перепады температур) ежедневно же и разрушают оборудование. Это и есть первая причина его 50-процентного износа.

А вторая, разумеется, в том, что на полноценный ремонт не хватает средств. При неполной оплате потребленной энергии и заниженных энерготарифах вся отрасль испытывает сегодня острый дефицит средств. И поэтому свой бюджет энергетики тратят по степени важности. На первом месте - налоги, на втором - расчеты с кредиторами, на третьем - закупки топлива, далее - ТЭЦ, ремонт теплосетей и прочее, прочее, прочее... В результате обслуживание и ремонт электрических сетей финансируется по так называемому остаточному принципу. Как говорит Киевцев, на протяжении последних шести лет сетевое хозяйство этот дефицит испытывает в самой полной мере. А по времени это «испытание» совпадает с началом активного кредитования ОАО «Хабаровскэнерго». Кредиты же, в свою очередь, берутся не от хорошей жизни. Вот и получается, что проблема надежности электросетей в Хабаровском крае опять же упирается в проблему неплатежей и долгов потребителей. Есть в тех четырех с лишним миллиардах рублей потребительской (жителей и предприятий) задолженности и те деньги, которые не дошли до электрических сетей ОАО «Хабаровскэнерго».

- Чем грозит такая ситуация хабаровчанам?

- Обрыв провода или падение опоры опасны всегда и везде, но в первую очередь - в городах и селах. Потому что при нашем высоком напряжении может привести не только к отключениям электроэнергии, но и к несчастным случаям. Хорошо, что они происходят крайне редко, и ни с чем чрезвычайным мы еще не сталкивались.

- А как же отключения электроэнергии, на которые регулярно жалуются хабаровчане?

- Когда без света остается квартира или несколько домов - это значит, что случилась авария на муниципальных электрических сетях. Они отвечают за квартальное и внутридомовое электроснабжение. Здесь аварии часты, но локальны. Если что-то произойдет в нашем хозяйстве, то отключение коснется целого микрорайона, если не половины города. Таких случаев крайне мало, и они остаются незамеченными населением лишь потому, что у нас есть система резервных сетей, на которые переключается электроснабжение в случае аварии.

- Резервы, видимо, тоже не бесконечны. Но нехватка средств не освобождает вас от ответственности?

- В условиях остаточного финансирования мы перешли на систему точного анализа необходимости ремонтов. Если раньше подошел нормативный срок, и мы, как положено по нормам, ремонтировали и модернизировали оборудование, то сейчас вначале проводим тщательные замеры и обследования. Выясняем, где ремонт крайне необходим, а где линии еще могут продержаться сверх нормативного срока. И ремонтируем лишь то, что не терпит уже отсрочки. Конечно, делаем это в ущерб надежности. И спать спокойно в такой ситуации не получается. Но это сегодня единственный метод работы. И, при всем при этом, мы считаем главным показателем нашей работы то, что хабаровчане наших трудностей не замечают, они на них до сих пор никак не отражаются. Обидно только, что люди не только часто не платят за электричество, но еще и грабят наше хозяйство. За последний год воры цветного металла нанесли нам прямой ущерб свыше 6 миллионов рублей. И еще столько же косвенного ущерба надо добавить в этот пассив. Огромные деньги получаются, которые могли бы пойти на тот же ремонт. Но ничего с этим не может сделать милиция. И суды отпускают тех немногих, кого удается поймать на кражах. Ситуация тупиковая.

- Говорят, что выходом из многих проблем станет выделение электрических сетей из «Хабаровскэнерго» в рамках реструктуризации энергетики...

- На первом ее этапе сети остаются в системе «Хабаровскэнерго». И это логично. Пока речь идет лишь о выделении четверти из наших региональных сетей в федеральную сетевую компанию. Это, надо заметить, самое надежное наше оборудование. Потом произойдет выделение и всего остального электросетевого хозяйства в самостоятельную компанию. Что это даст? Будет свой тариф на транспортировку энергии, свой счет, свой бюджет. А значит, финансирование не остаточное, а прямое, за выполненную работу.

Единственно, все наши реформы, попытки выйти из критической ситуации заранее обречены на провал, если не будет решена проблема долгов, если потребители не будут платить так же ответственно, как мы их обслуживаем...

Виктор Илин.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

25.06.2022 17:03
Михаил Дегтярев заложил новую традицию для лучших студентов-выпускников

25.06.2022 09:42
ВТБ: спрос на товары для туризма в России вырос на 20%

24.06.2022 10:29
ВТБ: выдачи ипотеки на новостройки во втором полугодии могут вырасти на треть
Новые условия ипотеки с господдержкой могут привести к удвоению среднемесячных выдач жилищных кредитов на новостройки в ближайшие несколько месяцев

24.06.2022 10:21
Минута молчания в память о героях
В День памяти и скорби в 12.15 по московскому времени в России прошла федеральная «Минута молчания».

24.06.2022 10:21
Компенсации за проезд на дачи
С 1 июня в Хабаровском крае начался прием документов на выплату компенсаций за проезд на дачи в этом сезоне.



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%