поиск
23 октября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

"Президент против «путинизации всей страны»"

26.06.2002
Просмотры
339

24 июня на своей ежегодной большой пресс-конференции президент России Владимир Путин ответил на вопросы российских и зарубежных журналистов. Вот некоторые из его ответов.

Об угрозе радикализации общества в России

В России не может возникнуть ситуация, аналогичная той, которая произошла на недавних выборах во Франции, Голландии, когда большую поддержку избирателей получили партии радикального толка. Я обращал внимание своих коллег на симптомы тревожного характера и в Германии, и в Голландии, и во Франции. Однако это не наше дело - вмешиваться во внутренние дела других государств. Наша самая главная задача - выводить страну из нищеты, сделать так, чтобы люди чувствовали себя в безопасности, чтобы престиж России укреплялся. Важно разъяснять населению политику руководства страны. Тогда будет поддержка основных политических сил страны - и правых, и центристского спектра, и левых. И уж, во всяком случае, никакого экстремизма мы в России не получим. Я считаю ошибкой загонять тех или иных оппонентов в нелегальное положение. Слава Богу, в России представители политических течений имеют возможность легально, парламентским способом высказывать мнение и бороться за свою точку зрения. Важно укреплять демократическую многопартийную систему в стране. Принципиально важен вопрос о распространении влияния политических партий на региональную политическую жизнь, их присутствие в региональных парламентах. Делается все это достаточно тактично, не спеша, без рывков.

Об экономических спорах

Споры в экономической сфере не должны перерастать в политические конфликты и торговые войны. Многие государства, говоря о либеральных ценностях в экономике, об этих ценностях забывают, когда дело касается тех, кто пропагандирует эти ценности. Они часто руководствуются принципом «своя рубашка ближе к телу». Например, решение Евросоюза о введении фактически запретительных пошлин на импорт российского зерна и принятии дополнительных мер по дотированию животноводства в странах ЕС. В этих условиях российский Минсельхоз ужесточил требования к импортной продукции, и его действия ничем в худшую сторону не отличаются от политики других государств. Что касается экспорта российской стали в США, администрация Буша идет навстречу и согласилась с некоторыми аргументами российской стороны.

О «зачистках» в Чечне

«Зачистки» в Чечне нужно прекращать. Это станет возможным только после того, как будет укреплена правовая, юридическая и силовая составляющая чеченской администрации. Под силовой составляющей я понимаю создание дееспособных органов внутренних дел с боевыми подразделениями в виде ОМОНов и других. Эта работа сейчас активно идет, и это - следующий этап нормализации обстановки в Чечне. Чечню должны защищать сами чеченцы. Год назад некоторые скептики говорили о том, что в Чечне не найти чеченцев, которые поддержали бы федеральные силы. Тогда об этом постоянно говорилось, однако сегодня об этом забыли. Забыли, потому что чеченский народ активно поддерживает усилия федерального центра по наведению порядка у себя на родине.

О налогообложении сельского хозяйства

Я считаю целесообразным введение плоской шкалы налога для сельского хозяйства. Такая мера может быть принята по аналогии с малым и средним бизнесом. Не такой уж большой доход имеем от сельского хозяйства. Надо дать им дохнуть полной грудью. Предложение о введение новой шкалы налога потребует дополнительных доводок и консультаций, но сомнений в ее оправданности оставаться не должно. Чем больше у нас будет сельскохозяйственной продукции, тем лучше.

Об уничтожении Хаттаба

Уничтожение Хаттаба стало возможно не только благодаря использованию агентов из числа иностранцев, но и при непосредственном участии чеченского населения. Я могу привести и другие примеры участия чеченского населения в ликвидации террористов. И об этом нужно чаще говорить.

О правоохранительных органах

Правоохранительные органы, органы общественной безопасности в России необходимо приблизить к региональному уровню управления. Только что я обсуждал эту проблему с министром внутренних дел. Министр принял решение о том, что не только назначение руководства ГУВД и УВД будет согласовываться с губернаторами, но и назначения в ГАИ будут напрямую зависеть от регионального уровня управления. Необходимо принять и другие меры, приближающие службы общественной безопасности к населению и к региональному руководству. Однако все это требует времени, требует определенных усилий.

Не стоит винить только правоохранительные органы в неэффективности борьбы с преступностью в России. Все на них сваливать было бы неправильно, не по-честному по отношению к ним и, кроме того, вредно, поскольку мы не видели бы истинных корней преступности. Эти корни кроются в социальной и политической сферах. Борьба с преступностью - это комплекс мер, которые должны проводиться государством на протяжении длительного времени. О какой борьбе с преступностью могла идти речь, если у нас были целые регионы страны, которые позволяли себе творить такие беззакония, которые в голове цивилизованного человека не укладывались? Вопросы борьбы с преступностью должны решать не только правоохранительные органы. Само общество должно быть более зрелым, в нем должны культивироваться определенные ценности.

О приватизации земель сельхозназначения

Приватизация сельскохозяйственных земель в России должна проводиться в рамках единого федерального закона, по единым правилам. Недопустимо проводить приватизацию земель так, как это было до сих пор - через пень-колоду. Необходимо принять кадастр, оценивающий имеющиеся в России сельскохозяйственные земли. Нужно знать, сколько у нас земли, где, какого качества. Для этого нужны соответствующие средства, организационное оформление. Эта работа требует времени. Никакой спешки, суеты не должно быть - это будет только вредно. Законопроект об обороте сельхозземель, который находится на рассмотрении в Госдуме, очень гибкий, в очень высокой степени учитывает мнение регионов по этому вопросу, вплоть до введения закона в действие.

О взаимоотношениях с Украиной

В последние годы в отношениях между Россией и Украиной произошло много позитивных изменений. Сегодня есть ряд моментов, благодаря которым наши отношения можно вывести на необходимый уровень стратегического партнерства. Украинское руководство заявило о возможном присоединении Украины к

ЕврАзЭС. Очень важный момент - вступление Украины в ВТО. Предположим, Украине намного раньше, чем России, удается добиться вступления в эту организацию. Тогда Киеву придется пойти на целый ряд уступок по очень чувствительным отраслям экономики. И куда девать товар? Закрывать выпускающие его предприятия? Направлять такую продукцию в Россию? В этом случае Россия должна будет выстроить полноценную таможенную границу. Этого допустить нельзя. В связи с этим необходимо говорить о создании условий для свободной торговли. Если это произойдет, тогда Россия согласна распространить на Украину правила взимания налога в стране назначения товара. Таким образом, налоги за ввоз, например, российских энергоресурсов поступали бы в казну Украины. А это составило бы около 450 млн. долларов США. Мы считаем, что для нас это также выгодно, поскольку сняло бы ограничения на торговлю, антидемпинговые процедуры и в рамках этого привело бы к полноценному сотрудничеству предприятий наших стран. Если по такому пути пойдем, а это встречает позитивный отклик у украинского руководства, то достигнем того уровня взаимодействия, на который стремимся выйти.

О свободе СМИ

Представители власти должны иметь официальные печатные органы, где они могли бы высказывать свои позиции и точки зрения. Однако подобные СМИ не должны иметь преимуществ на рынке. Зачастую официальные средства массовой информации, в частности местные, получают косвенные доходы в обход законов через аффилированные структуры, через рекламу. Зачастую сами СМИ, жалуясь на произвол местных властей, не всегда действуют в рамках демократии. Ко мне обращались губернаторы, которым были предъявлены определенные финансовые требования со стороны местных СМИ в обмен на гарантии не публиковать негативную информацию о том или ином местном руководителе. Это - шантаж. Я обещаю организовать встречу губернаторов и руководства местных СМИ с целью наладить лучшее взаимодействие между ними, поскольку движение должно быть с двух сторон. Мы должны понять, что средства массовой информации - это часть нашего общества. В этом заинтересованы и региональные СМИ, и губернаторы, и Россия в целом.

О развитии местного самоуправления

Ликвидация местного самоуправления в стране была бы грубой ошибкой. Вопрос в том, как организовать местное самоуправление, какими полномочиями и финансовыми возможностями его наделить. С просьбой создать при главе государства рабочую группу по развитию местного самоуправления ко мне обратился президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Вместе с главами регионов, представителями муниципалитетов мы найдем оптимальное решение и внесем соответствующие изменения в свыше чем сто законов, определяющих компетенцию муниципального уровня власти. Я уверен, что удастся сделать функционирование этого уровня власти более гармоничным. Я выступаю за избираемость глав субъектов федерации. Я не думаю, что принцип «пусть барин всех назначит» правилен. Возвращаться назад вредно, нельзя лишать граждан страны возможности избирать руководителей регионов.

О внешнем долге России

Россия в следующем году выплатит более 17 млрд. долларов в счет погашения внешнего долга. 10,8 млрд. долларов от этой суммы составляет непосредственно сам долг и 7 млрд. долларов - проценты. Средства на выплату долга в 2003 году, на который приходится пик платежей России по внешней задолженности, будут взяты из доходной части бюджета. Российское руководство очень ответственно подходит к формированию бюджета следующего года. Правительство напряженно работает с депутатами. Я не сомневаюсь, что все основные параметры, которые закладывались в перспективный план развития страны, и прежде всего в социальной сфере, будут исполнены. В следующем году даже наметился рост расходов на социальные нужды. Это связано с необходимостью безусловного выполнения государством его обязательств перед бюджетниками, военнослужащими, пенсионерами.

Об интеграции Белоруссии и России

Процесс интеграции России и Белоруссии должен проходить по образцу Европейского союза. В Европе механизмы интеграции прописаны. Вначале решение принимает Европарламент, национальный парламент его подтверждает, глава страны подписывает, и это решение исполняется как национальный закон в безусловном плане. Таким же образом могут поступать Россия и Белоруссия. Союзный парламент обладает широкими полномочиями, однако непонятен механизм реализации этих решений. Необходимо избежать такую ситуацию, когда Союзный парламент принимал бы закон, который не исполнялся Россией или Белоруссией, и, соответственно, дискредитировалась бы идея Союзного государства. В случае, если Союзный парламент будет действовать по европейскому образцу, никто не скажет, что экономика России вынуждена во вред себе принимать какие-то решения, так же, как и Белоруссия. Это очень поступательный процесс, очень эффективный вообще.

О взаимоотношениях с Александром Лукашенко

Никаких разногласий нет, есть рабочий процесс, и нужно прекратить жевать жвачку и определиться, чего мы хотим. В ходе последней встречи с Лукашенко я изложил ему позицию России по вопросу создания Союзного государства и высказал свои опасения. Президент Белоруссии выслушал меня и с некоторыми из них согласился. Мы договорились вновь встретиться и обсудить все возникшие вопросы. Такие вопросы, как объединение России и Белоруссии, должны быть достоянием самой широкой общественности. Русский и белорусский народы - братские в прямом смысле, и разделять их на два государства в свое время было не только необоснованно, но и вредно, и пагубно. Не нужно сейчас обсуждать, как поступили главы наших государств в той обстановке, потому что неизвестно, как поступили бы нынешние главы государств. Мы должны действовать исходя из реалий сегодняшнего дня.

Об отношениях с Китаем

Уровень российско-китайских отношений в настоящее время высок как никогда. Это не только мое личное мнение, но также мнение всего российского руководства. Россия и Китай очень тесно взаимодействуют друг с другом во всех международных организациях. Мы чувствуем поддержку китайского народа, китайского руководства при решении ключевых вопросов. Я полагаю, что и китайская сторона придерживается такого же мнения. Однако уровень торгово-экономического сотрудничества двух стран, по моему мнению, еще недостаточен и пока не отвечает потенциалам России и Китая.

О Дальнем Востоке

Государство должно уделить особое внимание проблемам развития Дальневосточного региона России. Государство, значительно сократив неэффективные федеральные программы, одну - по развитию Дальнего Востока - оставило. Одна из основных проблем региона - транспортные тарифы. Не может быть никакого другого решения, кроме как переложить часть тарифной нагрузки на МПС в целом, то есть на все другие регионы, чтобы бизнес и экономика Дальнего Востока не были в худшем положении, чем в других регионах страны. Мы активно работаем над решением энергетической проблемы Дальнего Востока, развитием транспортной инфраструктуры, и мы будем это продолжать.

О реформе ЖКХ

Реформа ЖКХ не должна быть связана с повышением квартплаты и оплаты коммунальных услуг. Рост квартплаты происходит потому, что нет перераспределения между богатыми и низкодоходными слоями населения. По сути, богатые пользуются теми же субсидиями государства, что и бедные. В этом вопросе правительство должно действовать более решительно. Реформа ЖКХ в России действительно развивается очень медленно. Понятно почему - этот вопрос очень чувствительный для населения, но затягивание только усугубляет болезнь. Субсидии должны быть адресными и предоставляться не предприятиям ЖКХ, а напрямую населению.

О ситуации в Панкисском ущелье

Проблему Панкисского ущелья нельзя решить без активного участия российских спецслужб и Российской армии. Никто - ни американский спецназ, ни подготовленные спецподразделения самой Грузии - не может решить эту задачу без сотрудничества с Россией. Когда общественность Грузии и руководство страны поймут это, созреют до такого решения, эта проблема будет решена. Однако без Грузии Россия этого сделать не сможет. У России достаточно сил и средств, но Грузия - суверенное государство. Переходить к каким-либо силовым акциям было бы неэффективно и, возможно, разрушило бы базу нашего сотрудничества на будущее.

О расширении ЕС

Россия приветствует процесс расширения Евросоюза. Евросоюз в целом - наш основной торгово-экономический партнер. Мы сами - часть Европы и очень рассчитываем, что расширение Евросоюза приведет к дальнейшему углублению сотрудничества с нашими партнерами в Европе, как в Восточной, так и в Западной, и Центральной.

О регионах-реципиентах

Проблемы взаимодействия регионов-доноров и регионов-реципиентов России заложены в самом административно-территориальном устройстве страны. В регионах-реципиентах, которые составляют большинство среди субъектов федерации, годами не платили зарплаты, пенсии, социальные пособия - миллиарды долгов накоплены. Самым рациональным решением в такой ситуации было бы перераспределение ресурсов через федеральный центр. Соответствующие законопроекты легко проходят через Госдуму и Совет Федерации, поскольку депутаты регионов-реципиентов заинтересованы в их принятии и дисциплинированно голосуют за соблюдение своих интересов. Должен быть какой-то здравый смысл в перераспределении ресурсов. В строительстве промышленных предприятий России, ее нефте- и газодобывающих центров принимала участие вся страна. Нельзя создавать ситуацию, при которой пропадает всякая заинтересованность в развитии регионов-реципиентов. Я надеюсь, что соответствующие оптимальные решения будут найдены при разработке федерального бюджета на 2003 год.

О вступлении России в ВТО

Российское правительство работает напряженно по вступлению в ВТО, хотя и малыми силами. В Китае при вступлении в ВТО работали тысячи специалистов. Если условия вступления России в ВТО будут неприемлемы для Москвы до 2004 года, то российская сторона не согласится на вступление в ВТО. Россия будет добиваться внедрения тех или других процедур, в том числе защитного характера, что вполне соответствует практике вступления в ВТО. Некоторые решения, которые, по мнению Москвы, неприемлемы на данный момент, могут носить отложенный характер: их можно будет ввести через два, три, пять, семь лет.

Оставаться вне рамок Всемирной торговой организации для России - опасно и глупо. Дело не в прямом подсчете (плюсов и минусов), хотя их тоже нужно подсчитать, сколько в том, что вступление в ВТО распространит на нашу страну весь комплекс правовых отношений в экономической сфере. Это повлияет даже на преступность, потому что серьезным образом легализует внутриэкономические процессы. Россия является единственной страной среди крупных экономических держав, которая не является членом Всемирной торговой организации. Сегодня 95% мировой экономики приходится прежде всего на страны, входящие в ВТО. Значительная часть российского бизнеса - за вступление в ВТО, и очень легко посмотреть, кто против. Все, кто работает в экспортно ориентированных отраслях экономики, выступают за вступление в ВТО. А все, кто недостаточно конкурентоспособны, относятся к этому процессу с определенным опасением, а некоторые просто против, так как боятся конкуренции со стороны дешевых и качественных западных товаров.

Россия должна вести напряженный диалог с партнерами по ВТО, в том числе по чувствительным для нее вопросам. Здесь не нужно особой спешки, однако и затягивать также опасно. В 2004 году состоится новый раунд переговоров по ВТО, на котором будут обсуждаться изменения правил организации. И тогда, если это будет происходить без нас, это еще больше усугубит положение и создаст дополнительные трудности для вступления России во Всемирную торговую организацию.

О проблеме Калининграда

Проблема Калининградской области найдет свое решение. Российская позиция по Калининграду открытая, понятная и во всех отношениях достойная. Мы никогда не согласимся с решениями, которые по сути разорвали бы суверенную российскую территорию, а введение каких-то особых режимов для Калининграда, безусловно, приведет к таким последствиям. Наша позиция заключается в том, что визовый режим для всех граждан Российской Федерации, проживающих как в Калининграде, так и в других частях России, должен быть одинаковым. Кроме того, должен быть обеспечен безусловный транзит между Калининградом и другими частями России. Трудно себе представить, что человек, проживающий в Москве, Петербурге, Смоленске или Якутске, не сможет попасть на похороны кого-то из своих родственников, посетить кладбище, приехать на свадьбу и просто приехать в гости без того, чтобы обратиться в консульские учреждения другого государства. Это абсолютно ни в какие ворота не лезет. Понимание такой постановки вопроса есть у наших партнеров. В частности, премьер-министр Швеции считает, что введение визового режима для проезда из Калининграда на территорию остальной России означало бы диктат. Близки к нашей позиции также руководства Германии и Литвы.

О вступлении Эстонии в НАТО

Со стороны России было бы и со стратегической, и с тактической точки зрения абсолютно неверным препятствовать вступлению Эстонии в НАТО. Нужно уважать выбор любого народа, в том числе эстонского. Вместе с тем, в Москве по-прежнему не считают, что расширение НАТО улучшит чью-то безопасность. В настоящее время нужно обращать первостепенное внимание на современные угрозы: терроризм и распространение ядерного оружия, которые тесно связаны между собой.

О ситуации с правами человека в Эстонии

В России по-прежнему считают, что в Эстонии ущемляются права человека. Правда, в последнее время мы чувствуем определенные положительные сдвиги со стороны Эстонии. Мы с благодарностью эти сигналы воспринимаем и на них реагируем. В Москве хотят, чтобы российско-эстонские отношения вышли на более высокий, более качественный уровень.

О Ясире Арафате

Попытки устранения лидера Палестинской национальной администрации Ясира Арафата с политической арены - опасные и ошибочные. На взгляд российского руководства, это устранение Арафата привело бы к радикализации палестинского движения.

О путинизации всей страны

Я отрицательно отношусь к процессу «путинизации всей страны». Что же мне делать, молчать? Я не знаю, кто там меня рисует на яйцах. Существует ряд символов государства - флаг, гимн, в известной степени президент. Президент является символом не персонифицированно, а как должность высшей власти. В определенной степени можно согласиться с портретом (Путина на столе чиновника), но все должно быть в меру. В целом же это зависит от уровня культуры.

О Борисе Ельцине

Я уважаю точку зрения первого президента России Бориса Ельцина на развитие российско-белорусского союза, он имеет по этой проблеме, как и по многим другим, свое мнение. Что касается его поездки к президенту Лукашенко, то Борис Ельцин - свободный человек, он имеет возможность свободно передвигаться, встречаться, высказывать свое мнение. Было бы ошибкой спекулировать на этом, раскручивать какие-то скандалы. Борис Николаевич - яркий человек, опытный политик, у него есть свое мнение, он его высказывает. Спасибо, будем иметь в виду. Однако у меня есть свое мнение. Я буду реализовывать то, что считаю соответствующим интересам России, - сейчас и на перспективу.

С использованием материалов РИА «Новости». «Газета.Ru».