поиск
22 октября 2024, Вторник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

В поисках несиюминутного

28.06.2002
Просмотры
329

Что для нас телевидение - конвейер по производству продукта масс-медиа или же нечто большее, затрагивающее какие-то струнки души? По признанию самих ТВ-ветеранов, телевидение задумывалось как жанр художественный. И первоначально в сетке программ в большом количестве стояли телеспектакли, концерты, фильмы, встречи в студии с писателями, артистами, учеными.

Конечно, без перебора не обходилось. У вашего корреспондента, чье детство пришлось на 80-е годы, при упоминании о советском телевидении всплывают в памяти довольно занудные патриотические концерты, идущие вперемешку с классикой. А чуть позже медвежью услугу оказал еще и ГКЧП, в дни своего недолгого правления пытавшийся насильно привить телезрителям любовь к балету. После этого танец маленьких лебедей на некоторое время стал символом реакции. Информационные же передачи и публицистика представлены были весьма куце. С одной стороны - безоговорочные успехи социализма, с другой - неприглядные картинки капиталистической жизни.

С наступлением новой эпохи ситуация изменилась с точностью до наоборот: много информации, полутора-двухчасовые аналитические передачи, много развлекаловки, балансирующей на грани пошлости, а иногда эту грань и переступающей. И катастрофически мало программ, знакомящих зрителей с культурой, анализирующих ее. Артисты и писатели на экране сменились политиками и экономистами.

Основным телевизионным продуктом стала реклама, все остальное в нынешней системе координат призвано лишь привлечь как можно больше зрителей и заставить их просмотреть определенное количество рекламных роликов. Понимаю, что игра «Поле чудес», апеллирующая не к самым возвышенным чувствам зрителей, привлечет намного большую аудиторию, чем запись концерта великого Ростроповича. А потому все телевидение, включая и новости, и политическую аналитику, стало выглядеть как одно большое шоу с уклоном в балаган.

Как ни странно, именно в регионах, куда волна новшеств доходит постепенно, сохранилось более внимательное отношение к культуре на телеэкране. В том числе в Хабаровске, где существует богатый опыт создания программ о культуре. Какие-то передачи канули в лету, и на их место пришли другие, какие-то живут уже много лет. «Театральной гостиной», например, уже без малого 27 лет, другим программам и того больше. Театр - по-прежнему одно из наиболее сильных направлений телевидения ДВТРК. Телеспектакли здесь, правда, уже не ставят - дорогое это дело, да и время неумолимо меняет зрительскую аудиторию, ее интересы. И если раньше Хабаровское телевидение самостоятельно участвовало в театральной жизни города, края и даже страны, то теперь оно ограничивается рассказом о происходящих в этой сфере событиях. А они происходят: ставятся новые спектакли, приезжают гастролеры, которые неизменно становятся гостями «Театральной гостиной».

Впрочем, показ телеспектаклей в постановках ведущих театров страны на канале ДВТРК сейчас возобновился, благодаря сотрудничеству с телеканалом «Культура». Но, во-первых, это продукция чужая, не хабаровская, во-вторых, она грешит тем, что порой вызывает скуку, да и форма оставляет желать лучшего. Кто-нибудь смотрел полностью весь цикл передач, где Михаил Ульянов читает гоголевские «Мертвые души»? Вряд ли. Как говорит главный режиссер студии телевидения ДВТРК Лидия Славутская, не следует подменять телепостановки типичным радиожанром.

Много внимания уделяется музыке. Здесь ДВТРК есть чем похвастаться: свои передачи есть у детей («Песенка за песенкой» и новая «Соль в мажоре»), у любителей народной и классической музыки (периодические выступления различных местных коллективов, а также серия исторических, действительно уникальных записей классических концертов от канала «Культура»), у молодежи, предпочитающей современную поп- и рок-музыку («Саквояж», тяготеющий к представлению «звезд», и «Драйв», наоборот рассказывающий о местных коллективах). Можно говорить об отдельных недостатках программ, но телеканал ДВТРК старается представить полную картину музыкальной жизни.

А вот поэты и писатели, которых раньше называли «совестью народа», почему-то с экрана исчезли. От былых литературных проектов осталась лишь передача «Несиюминутное».

Связь с Дальневосточной студией кинохроники пока поддерживается: на ДВТРК идут фильмы местных кинодокументалистов, рассказывается об их авторах. В актив телеканала можно записать и появление передачи «Связующая нить» - своего рода панорамы новостей культуры Дальневосточного региона.

Все это пока есть, но когда спрашиваешь сотрудников студии о дальнейших планах, они заметно мрачнеют. Скоро вещание на двух каналах - РТР и ДВТРК - будут готовить две разные команды. Это означает кардинальную перестройку всех редакций. Что из программ сохранится, какие появятся новые - никто не знает. В перспективе же поговаривают об акционировании всех подразделений ВГТРК, частью которой является ДВТРК, переводе их на коммерческие рельсы, самоокупаемость. Но чем грозит коммерциализация телевидения - понятно: реклама плюс бесконечные игровые шоу... Культуре на коммерческом телевидении не очень-то уютно. Допустим, телеканалы «Губерния» и ДальТВ могут похвастать на двоих одной-единственной передачей о культуре - «Театр двух поколений», которая начинала на телеканале «День» (он же ДальТВ), а потом перешла на «Губернию». Это значит только одно: у новых телевизионных каналов другие приоритеты. И главный из них - информация.

А куда же деваться бедной культуре?

Дмитрий КОШЕВОЙ.