И за державу будет не обидно
Несмотря на то, что Государственный таможенный комитет закрыл все крупные порты Дальнего Востока для вывоза лома черных и цветных металлов, стратегическое сырье продолжает утекать за границу огромными партиями.
Пять лет понадобилось для принятия этого решения - перекрыть кислород экспортерам металлолома через порты Владивостока, Находки, Ванино, Советской Гавани. Казалось бы, наконец правительство Федерации осознало всю губительность этого явления: миллион тонн металла в год утекает за кордон, подпитывая соседние страны, в то время как наши предприятия практически остановились из-за нехватки сырья. ГТК своим апрельским приказом исключил из перечня морских пунктов пропуска и таможенного оформления вывоза лома все крупные порты и несколько железнодорожных пунктов - «Пограничный», «Махалино» и «Хасан». Ожидалось, что все эти меры приведут к поступлению на металлургические предприятия Хабаровского края до 900 тысяч тонн лома, что заводы будут загружены под завязку, что федеральный бюджет получит 432 миллиона рублей налогов, и, самое главное, будет возможность создать 400 рабочих мест и обеспечить стабильным заработком свыше пяти тысяч человек. Однако надежды не оправдались.
Крупные порты перестали отгружать металл - это верно. Зато теперь этим занялись порты мелкие. «Славянка», «Зарубино», «Посьет», «Светлая», «Пластун» стали пунктами перекачки стратегического сырья за рубеж. Экспортеры мигом придумали и ввели в действие новую схему: корабль загружается металлом где угодно (да хоть в том же Владивостоке или Находке), а потом идет в небольшой порт и там только оформляет груз на таможне. К слову, пошлины на этот вид грузов весьма небольшие, а доходы от продажи металла за границей приличные. И их никто терять не собирается.
Экспорт металла давно уже перестал опираться на сбор того самого пресловутого лома. Теперь ржавые батареи не в цене. Обнищавшее население в массовом порядке «раздевает» теплотрассы, вырезает электрические и телефонные кабели, крадет части городских оград и ворует могильные памятники. В разных местах Дальнего Востока сотни людей добывают металл на месте бывших складов военного вооружения. Месяца не проходит без несчастного случая - на снарядах рвутся в основном дети. Количество преступлений, связанных с похищением металла, превышает все остальные правонарушения вместе взятые.
Экономические потери от стихийного вывоза металла через порты Дальнего Востока огромны и для Хабаровского края, и для Приморья. Администрации обоих субъектов ведут долгую и небесполезную борьбу с этим беспределом. Например, в 2001 году ГТК после нескольких обращений правительства Хабаровского края приказом № 648 исключил пункты пропуска «Забайкальск» и «Наушки» из перечня разрешенных для вывоза лома черных и цветных металлов. И эта мера сразу благотворно сказалась на обеспечении металлургических предприятий края, в частности, Комсомольского комплекса. Иркутская область немедленно начала поставлять металлолом, и эти поставки выросли с пяти процентов в 2000 году до почти двадцати в 2001 году. Буквально за четыре месяца объем поставок из этого региона составил более трети от всего количества лома, доставленного в Хабаровский край.
Если сейчас ГТК выполнит просьбу краевого правительства принять меры в отношении малых портов, потребности всего Дальневосточного региона в металле будут удовлетворены полностью. За рубеж металлолом тоже будет вывозиться - процентов 15, а весь остальной лом будет перерабатываться в России.
«Сколько сейчас утекает металла через эти «окна» в виде малых портов, сказать сложно, - комментирует ситуацию заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам промышленности, транспорта и связи Сергей Толкачев, - происходит это почти конспиративно. Экспортеры не хотят терять свои баснословные доходы. Но и регион, и край тоже себе не могут этого позволить. Нужен государственный подход к проблеме. На сегодняшний момент на Дальнем Востоке есть единственный металлургический комбинат, который плавит сталь, - в Комсомольске-на-Амуре. Его производственные мощности позволяют увеличить выплавку стали, объемы производимой продукции в два раза. Почему этого не делается? Очень просто - отсутствует сырье. В принципе металлолом есть, но он практически весь уходит за рубеж. Парадоксальная ситуация получается: свое родное предприятие мы оставляем наедине с проблемами. А ведь там работают более четырех тысяч рабочих, которые платят налоги и кормят свои семьи. Между прочим, другие страны идут на самые серьезные меры, чтобы поддержать своего производителя. Поэтому сегодня мы в первую очередь должны думать о нашей экономике. Наша переписка с правительством РФ дала результат - нам пошли навстречу. Родился приказ ГТК, но, к сожалению, он не дал того эффекта, который мы ожидали. Металл продолжает утекать через мелкие «окна» вроде Зарубино или Посьета. За этим нужно следить местным таможенникам, но мы-то на них влиять напрямую не можем, только через ГТК. Последнее слово теперь за ним».
Экспортеры, в свою очередь, пишут премьеру М. Касьянову слезные письма, а иногда и напрямую угрожают социальными волнениями в случае закрытия портов для вывоза металлолома. Они указывают на многомиллионные потери бюджетов, хотя реальная прибыль от загрузки местных заводов, например, того же Комсомольского, с лихвой их покроет.
Государственный таможенный комитет сделал первый шаг - исключил крупные порты из перечня таможенного оформления и экспорта металла. Осталось то же самое сделать с портами малыми.
Макс МОЛОТОВ.