поиск
15 июля 2024, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Мэрия посыпала реформу ЖКХ нафталином и ждет аплодисментов

29.06.2002
Просмотры
219

Итак, свершилось... Мэр города Александр Соколов подписал постановление «О мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2002 году» - самое «демократичное» постановление в истории отрасли, касающееся каждой кухарки и каждого сантехника.

Оценить по достоинству демократичность хабаровской мэрии я, как журналист, пишущий на темы ЖКХ, смогла лично. Управление городского жилищно-коммунального хозяйства в этом году, видимо, решило: чтобы избавить жилищную реформу от клейма «антинародной», надо посоветоваться с народом - в каком направлении лучше всего ее двигать. Специально для этого была создана рабочая группа по вопросам реформирования ЖКХ, куда были включены председатели комитетов по управлению городскими округами, депутаты городской думы, председатели домовых комитетов и ТСЖ, предприниматели, журналисты и просто неравнодушные люди.

Много на заседаниях этой группы звучало дельных речей, много было сломано копий, пущено стрел и молний со стороны президиума и в его сторону. Ни одно стоящее предложение не миновало протокола. И казалось: вот, наконец-то, найден правильный путь. И теперь уж реформаторам с него не свернуть. Вперед, к победе конкуренции! И да будет техническое обслуживание по деньгам!

Все предложения обобщены. Постановление подписано. И в четверг так называемая рабочая группа собралась уже для того, чтобы обсудить его. Поговорить и в самом деле было о чем...

Перво-наперво мэр постановил - завершить структурную реорганизацию жилищного хозяйства. Отныне жилищно-эксплуатационные участки (ЖЭУ) считаются базовыми звеньями в структуре подрядных организаций и переводятся на внутрихозяйственный расчет. Это значит, что через два-четыре месяца каждое ЖЭУ получит собственный субсчет и станет самостоятельным в решении вопросов оплаты и премирования труда своих работников. Причем зарплата того же слесаря-сантехника теперь будет целиком и полностью зависеть от той оценки, которую ему поставим мы с вами - жильцы. Под этот «коэффициент трудового участия» разработана целая система учета и контроля, нацеленная на возрождение домовых комитетов.

Учет начинается с того, что на каждый дом теперь так же, как и на ЖЭУ, будет открыт субсчет. На этом индивидуальном счету ежемесячно будут регистрироваться суммы, которые мы платим за техническое обслуживание. С этих денег, по идее, и станет «кормиться» домоуправление.

«На пальцах» это выглядит так. К примеру, образовался свищ на трубе. Подаете заявку в ЖЭУ. Приходит работник домоуправления с нарядом. Выполнил работу - подписываете наряд. Выделенная под данную заявку «копеечка» на счету домоуправления сохранилась и пошла в доход. Не выполнил (вне зависимости от причин) - эта «копеечка» на счету резервируется до конца отчетного месяца, после чего снимается. Пропорционально уменьшается и зарплата нерадивого работника.

Теперь что касается контроля... При каждом доме предлагается создать домком во главе с председателем и в каждом подъезде выбрать старшего. Под руководством этих активистов жильцы разрабатывают план поддерживающего ремонта дома, в котором живут. Заявки, которые касаются ремонта в доме и подъезда, подают в ЖЭУ председатель домкома и старший по подъезду. Без их подписи наряды к оплате в ЖЭУ не принимаются. Таким образом реформаторы надеются подвигнуть общественность к борьбе с халтурой и браком в ЖКХ.

На первый взгляд, выглядит все неплохо. Хотя и ничего нового. По такому принципу в Хабаровске уже работает пара частных обслуживающих фирм. По стезе внутрихозяйственного расчета с начала года пытается шагать и МУП-6.

Но опыт показывает: кое-как протянуть на внутрихозяйственном расчете можно. К примеру, частная жилищно-коммунальная фирма «Управленческое консультирование и защита граждан» целый год обслуживала таким образом четыре «хрущевки» в Центральном округе. Хорошо обслуживала. А потом раз, и «самоликвидировалась».

Руководители предприятия объяснили все просто: их не устраивало, что деньги поступают к ним от жильца не напрямую, а «прокачиваются» через МУП. Часть их уходит на содержание многочисленных чиновников. А для хозрасчетного предприятия, занятого в коммунальной отрасли, это означает вечный дефицит средств.

В системе муниципальных предприятий такой хозрасчет будет выглядеть еще более убого. Потому что они обслуживают еще и ветхий фонд. Не случайно заместитель мэра Иван Крейс обозначил эту проблему так: «Новые дома по-прежнему будут платить пенсию старым».

Серьезных изменений в управлении жилым фондом в таком случае ожидать бессмысленно. Денег как не хватало, так и не будет хватать.

Хозрасчет мы проходили еще в 80-х годах. Помните: передовой опыт! Между собой соревновались бригады, показатели мелом писались на доске... Все это почило в бозе. Потому что жизнь показала: прогресс возможен только там, где есть место бизнесу и конкуренции.

Эту идею безуспешно пытался донести до чиновников председатель Хабаровского краевого объединения предпринимателей Евгений Шулепов, впервые замеченный в составе рабочей группы. Он рассуждал как предприимчивый человек...

- Сегодня я делаю в своей квартире ремонт. Не сам делаю - нанимаю людей. И плачу наличными. Понятно, что шабашники с этих денег налогов не платят. Но делают работу хорошо, и у меня к ним вопросов нет.

ЖЭУ тоже могут оказывать населению платные услуги. И разве было бы плохо, если бы в домоуправлении была такая бригада умельцев, зарабатывающая для предприятия прибыль? Но все станут крутиться и работать только в одном случае: если деньги, как ресурс, не будут перетекать с одного счета на другой. Жилец - инвестор. Ему нужна конкурентная среда. Он хочет контроля: куда расходуются его деньги. Если говорить о реформе всерьез, то надо создавать не хозрасчетные структуры, а бизнес-структуры, отпускать домоуправления на вольные хлеба.

К сожалению, голос предпринимателей чиновники слышат плохо. Видимо, потому, что речь идет о контроле над деньгами. А потому ЖКХ по-прежнему остается отраслью непривлекательной для малого бизнеса. Об этом говорят и цифры, прозвучавшие на заседании краевой думы, посвященном обсуждению проблемы единого налога. Всего 170 ремонтно-строительных организаций в крае платят этот налог. Остальные - это армия «теневиков», шабашников. Для бюджета экономически выгодно было бы ввести эту армию в систему обслуживания жилищно-коммунального комплекса. Тогда бы имело смысл говорить о ликвидации дебиторской задолженности в отрасли, об увеличении доходности...

Сегодня же общая картина состояния дел в ЖКХ так же безотрадна, как и вчера. За техническое обслуживание население не доплатило в этом году 130 миллионов рублей. Это 50 процентов годового бюджетного финансирования всего городского комплекса ЖКХ. Потянет ли эти издержки хозрасчет?

Образно выразил свое мнение по этому поводу, обращаясь к Ивану Крейсу, председатель городского общества по защите прав потребителей Владимир Денисенко.

- Отдайте дома на обслуживание ЖЭУ, предпринимателям... Но отдайте и деньги. Уверен, число неплательщиков сразу сократится. Видели ли вы в коммерческом автобусе хоть одного «зайца»? А в муниципальном их полно...

Но слов к делу не подошьешь. Постановление издано. Стало быть, реформа пойдет по пути, предписанному мэрией. Хозрасчетный эксперимент начнут отрабатывать на четырех базовых предприятиях - МУПах 4, 6, 8 и 9. Затем придет черед остальных.

Переход на подомовой учет ремонтных работ планируется начать с 1 сентября. Но жильцам особо радоваться открытию субсчетов не стоит. Как заметил по этому поводу И. Крейс, «субсчета открываются не для накопления средств, а только для их учета».

Так что не стоит теребить ЖЭУ: мол, у нас на счет набежало 30 тысяч рублей, а вы ничего на эти деньги не сделали. Все остается, как было. Просто реформаторы немного потрясли сундук истории экономики: извлекли из него пропахшее нафталином понятие хозрасчета, посыпали этим нафталином реформу ЖКХ и ждут аплодисментов.

А аплодировать, собственно говоря, нечему. Контроль за деньгами остался у монополиста. И конкуренции не будет. А значит, ничего не изменится...

Ирина МАШНОВА.