поиск
12 октября 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Сломанные копья вокруг «Святого Георгия»

04.07.2002
Просмотры
273

Накануне

XXIV Московский кинофестиваль, еще не начавшись, начал привлекать всеобщее внимание громкими скандалами. Вдруг сняли с конкурса югославскую картину «Виртуальная реальность». Ее отобрали сразу два фестиваля: Московский международный и смотр православного кино «Золотой витязь» Николая Бурляева. Узнав о включении фильма в московский конкурс, продюсеры известили «Витязя» о том, что ленту отзывают. Однако жюри сделало вид, что не заметило отзыва, и все же показало картину. Организаторы ММКФ в интересах престижа фестиваля от фильма вынуждены были отказаться. Выбывшая из конкурса ММКФ картина демонстрировалась на фестивале в программе «Музей кино представляет».

На фестивале ждали также «Русский ковчег» Александра Сокурова. Однако режиссер отказался дать картину Москве, объяснив, что положенные по статусу английские субтитры нарушат художественную целостность кадра.

Мотор!

В фавориты конкурсной программы сразу попали «Восемь женщин» Франсуа Озона, «Кукушка» российского режиссера Александра Рогожкина, «Человек без прошлого» финна Аки Каурисмяки, «Узкий пролив» французского режиссера Катрин Брейя, «Чеховские мотивы» Киры Муратовой, «Арарат» знаменитого канадца Атома Эгояна. А какой показалась вся программа ММКФ?

Из показанных в программе картин зарубежных столпов кинематографа некоторые изрядно разочаровали. Картина Питера Богдановича «Кошачье мяуканье/Смерть в Голливуде» - на яхте газетного магната Уильяма Херста собрались Чарли Чаплин, Луэлла Парсонс, Мэрион Дэвис и другие знаменитости - едва ли не документальная лента о нравах, модах и танцах середины двадцатых годов, может быть интересна разве что человеку, который об этом ничего не знает. Что до детективной линии картины, то в этом жанре лучшей на фестивале была лента, его открывавшая: «Восемь женщин» Франсуа Озона.

Мертвый хозяин особняка и восемь его родственниц, связанные с ним и друг с другом сложными, запутанными отношениями. Догадаться, кто убийца, нереально. Помимо Катрин Денев, Фанни Ардан, Виржини Ледуайен, Эммануэль Беар в фильме снялись еще две замечательные актрисы - черная Фирмин Ришар и совсем молодая Людивин Санье, которая после «Восьми женщин» непременно станет новой французской звездой.

Фильм Романа Поланского «Пианист» - история о еврейском гетто оказалась настолько напрямую привычна по визуальному ряду: злобные немцы, печальные евреи, издевательства и бедность, скрипка и рояль, - что не вызвала практически никаких чувств у зрителей.

Новая картина Катрин Брейя «Узкий пролив» также не вызвала никаких чувств, кроме недоумения. Ожидали чего-то похожего на ее «Романс» - не случилось.

Многих по-хорошему удивила картина «Слезы черного тигра», снятая таиландским режиссером Виситом Сасанатьенгом. Как написано в аннотации, это вестерн, мелодрама, «черная» комедия и ретро одновременно. Это «Криминальное чтиво», «Десперадо» и все индийские фильмы сразу.

Из фильмов внеконкурсной программы выделялись «Отель» Майка Фиггиса и «Птицы» Жака Перрена. Экспериментальная лента Фиггиса, снятая на видео в реальном времени - дробление на несколько экранов, сложный монтаж, нелинейность повествования, использование специальных видов съемки и другие формальные приемы, и в итоге - удивительный фильм. В «Птицах» Жака Перрена также использовалось множество новых приемов, с помощью которых авторам удалось размыть границы между документалистикой, видеоартом и игровым кино. Вероятно, эти два фильма лучше всего отвечают фестивальным задачам, главная из которых - поиск новых языков в кинематографе.

Раздача слоников

По ходу фестиваля зрители кинотеатра «Пушкинский» делали свой выбор. Те, кто ходил на конкурсные просмотры, выставляли фильмам оценки - от одного до пяти. «Кукушка» получила в общем 4,8 балла. Маленькую статуэтку «Золотого Георгия» получили актеры фильма Анни-Кристина Юусо, Вилле Хаапасало и Виктор Бычков. Когда у Виктора спросили, какой приз ему дороже - критики или зрителей, Бычков ответил лаконично: «Дорого внимание!».

Один из призов Международной ассоциации кинопрессы ФИПРЕССИ также достался российской «Кукушке» - за оригинальность, метафорическую и гуманистическую силу сценария, мастерство режиссера в воплощении проблемы отношений между людьми. Другой - «Дополнению» Кшиштофа Занусси. За глубокое и изящное выражение поиска истины и верность темам человеческого существования и морали.

Отечественная Гильдия кинокритиков отметила картину Киры Муратовой «Чеховские мотивы».

Приз за верность традициям Станиславского в этот раз получил Харви Кейтель. «Награждать великих актеров с могучим криминальным обаянием становится для фестиваля традицией. Теоретически следующим претендентом на эту награду является Роберт Де Ниро», - заключил один из кинокритиков.

«Фестиваль, блин!»

Так выразился Никита Михалков, закрывая ХХIV ММКФ. Сама же церемония закрытия ХХIV Московского кинофестиваля прошла под непрекращающееся хихиканье зрительного зала. Комиком поневоле оказался председатель жюри Чингиз Айтматов. Во-первых, киргизский писатель не блестяще владеет русским языком, чтобы импровизировать на ходу. К тому же у него пропал протокол церемонии, причем в тот момент, когда Холли Хантер («Пианино») уже стояла на сцене и была готова вручить «Святого Георгия» за лучшую мужскую роль. «Ты тут постой покуда», - сделал ей знак Айтматов и пошел выяснять, кому же следует отдать статуэтку. В столь же неловкое положение он поставил и звезду французского кино Жаклин Биссет, которая начала свою речь словами: «Я не могу понять, что здесь происходит».

Никита Михалков объяснил ей и всем остальным, что это за балаган на сцене Пушкинского. «Фестиваль, блин! - радостно заявил Михалков, выйдя к микрофону. - А что все напишут завтра, не имеет значения, все равно в телевизор пойдет все нормально».

В телевизор действительно пошло все нормально. И на этот раз в зале Пушкинского не было никаких официальных лиц - ни президент Путин не почтил своим вниманием закрытие фестиваля, ни Валентина Матвиенко.

Приз за лучшую мужскую роль получил финн Вилле Хаапсалоо («Кукушка»). Призом за лучшую женскую роль жюри наградило японку Микако Итикаву (фильм «Синева»). «Для меня этот фильм был несколько скучноват, однако на этом решении настояла женская часть жюри», - смущенно признался Айтматов.

Два лучших, по мнению многих специалистов, фильма конкурсной программы - иранская лента «Зов земли» (приз жюри) и «Кукушка» Александра Рогожкина («Святой Георгий» за лучшую режиссуру) уступили «Воскресению» знаменитых братьев Тавиани - картине, в которой нет ничего замечательного, кроме громкого имени режиссеров и дотошно, но абсолютно поверхностно воспроизведенной фабулы романа Толстого.

По словам председателя жюри, «один факт того, что итальянские кинематографисты взялись экранизировать роман великого русского классика Толстого, многое значит. Посредством кинематографа итальянцам удалось выразить свое оригинальное прочтение книги и сказать всем нечто важное».

Братья Тавиани, начинавшие в кино как документалисты, выпустили свой первый фильм в 1954 году. «Золотой Георгий», полученный в Москве, присоединится на полке режиссеров к каннскому Гран-при и награде берлинского кинофестиваля, полученными Тавиани в разные годы.

Занавес!

Для финала Михалков припас громкую фразу о том, что кризис русского кино завершился - и все благодаря кинофестивалю, но эти пафосные слова все собравшиеся восприняли исключительно как очередную остроту президента ММКФ, хотя в них и есть доля истины. Во всяком случае, русское кино, представленное на ХХIV ММКФ, было действительно не стыдным.

«Хлеб и вино, огурцы и водка»

После церемонии награждения гости и организаторы отправились в Нескучный сад, где на Александровской набережной традиционно проводятся банкеты, посвященные окончанию ММКФ. На столах были хлеб и вино, огурцы и водка, торты и газировка. Гости фланировали по набережной, утомленные и не злые, довольные собой и теплой погодой.

XXIV Московский кинофестиваль закончился. Получился он, в сравнении с прошлогодним, немного неказистым, но - призы розданы и нужно ждать следующий, юбилейный, и надеяться, что уж в следующий раз все будет на уровне.

111