поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Алло, говорит зритель!

05.07.2002
Просмотры
275

Модное словечко «интерактив», означающее общение напрямую между телестудией и зрителем, довольно быстро из специфического социологического термина превратилось в общеупотребительную фразу. На телеканалах появились интерактивные ток-шоу, игры с участием телезрителей. Глас народа, так сказать, зазвучал с ТВ-экрана.

Зачинателями этого дела были американцы. Именно там провели первые интерактивные опросы телезрителей. В бывшем Советском Союзе интерактив впервые стали практиковать создатели программы «Музыкальный ринг» - там требовалось определить фаворита среди выступающих артистов. Потом уже в России большое распространение получили различные ток-шоу, которые учитывали мнения телезрителей. Но, как правило, это довольно затратные проекты, которые способны осилить лишь центральные каналы.

Одним из «отцов» российского интерактива стал Дмитрий Дибров, для непосредственного общения со зрителями использовавший в «Антропологии», выходившей на НТВ, одновременно телефонную и пейджинговую связь, а позже и Интернет. Но «Антропология», ныне почившая в бозе, шла поздно ночью и была, в общем-то, передачей «не для всех». На исключительно подростковую аудиторию рассчитаны интерактивные шоу двух национальных музыкальных каналов - МТВ-Россия и Муз-ТВ.

Да, собственно, и вещи это довольно разные - интерактивное шоу и интерактивный опрос. Последний более демократичен, так как позволяет учесть гораздо больше звонков и выяснить позицию по определенному вопросу несравнимо большего числа людей.

В Хабаровске интерактивные опросы телезрителей появились на ИТА «Губерния» примерно год назад, когда эта телекомпания стала работать в прямом эфире. На первый же опрос, посвященный проблеме Курильских островов, откликнулись более шестисот человек, позже количество позвонивших достигало двух тысяч. Их могло быть и больше, но технические возможности ограничены, и многие просто не могут дозвониться.

- Самое трудное - определить такую тему, которая по-настоящему волнует зрителей, на обсуждение которой они непременно откликнутся. Тут очень важно правильно и четко сформулировать вопрос, - рассказывает шеф-редактор Елена Шумилина. - Когда мы планировали запуск первого интерактивного опроса, то как раз снова всплыла проблема Курильских островов, и мы решили сделать ее темой дня. А в студию в качестве эксперта пригласили находившегося в Хабаровске Геннадия Зюганова.

Все очень волновались, включая и главного коммуниста страны, но эфир прошел нормально. Стоит ли говорить, что подавляющее большинство высказалось против передачи островов японцам. Звонки раздавались и после подведения итогов опроса, поэтому время приема звонков от телезрителей было увеличено. Сейчас интерактивный опрос начинается через несколько минут после начала восьмичасового выпуска новостей, а его итоги подводятся через полтора часа в следующем блоке новостей. И все равно, - смеются сотрудники службы информации «Губернии», - такой же большой поток звонков идет утром, когда вечерние новости повторяются в записи.

Технология со стороны выглядит довольно простой: определяется тема дня, желательно не банальная, формулируются вопрос и несколько вариантов ответов на него. Зрителю предлагается выбрать тот вариант, к которому он склоняется, и позвонить по соответствующему номеру телефона (на каждый вариант ответа есть своя телефонная линия). Компьютер в студии ведет подсчет звонков. При этом совершенно не нужно что-либо говорить, пояснять свой выбор ответа. Компьютер просто фиксирует звонок как таковой.

Изнутри же интерактивный опрос представляется делом довольно хлопотным. Заметно прибавляется работы всей выпускающей группе: режиссеру, художнику-оформителю, ведущему. Более тщательно подбираются сюжеты: тема должна быть раскрыта со всех сторон, в студию приглашаются эксперты. Но, несмотря на это, тележурналисты утверждают, что работать с интерактивом очень интересно. Диана Степанова, которая вела во вторник последний выпуск новостей со зрительским опросом на тему трансплантации органов, не раздумывая отвечает, что, хотя такие выпуски требуют большой собранности - нужно суметь вовремя сориентироваться, а то и сымпровизировать, ощущение живого и непосредственного общения со зрительской аудиторией с лихвой компенсирует затраченные усилия.

Чем интерактивный опрос интересен, так это своей непредсказуемостью. По словам Елены Шумилиной, полной неожиданностью стали результаты опроса на тему целесообразности отмены смертной казни - большинство высказалось за то, чтобы она оставалась исключительной мерой наказания. Удивило и мнение хабаровчан относительно того, распивать или нет спиртное на выпускных вечерах - глас народа постановил: распивать.

Было и так, что мнение зрителей менялось в процессе раскрытия темы на экране, как это было в случае с обсуждением пенсионной реформы. Если сначала подавляющее большинство звонивших было против оной, то позже соотношение поменялось в обратную сторону.

А самым веселым признали опрос на День города, когда зрителям предложили выбрать имя для первого младенца, рожденного в этот день. На обсуждение вынесли три имени, предложенные папой, мамой и дедушкой малыша. Победили в итоге мама и хабаровчане, в большинстве своем пожелавшие, чтобы ребенка нарекли Владимиром. Так оно и случилось.

А во время последних выборов в краевую думу, когда интерактив шел практически каждый день, кто-то из ведущих, глядя на количество звонков, пошутил, что у хабаровчан теперь две забавы: пить пиво и участвовать в интерактивных опросах.

В отличие от социологических подобные опросы не претендуют на объективность. Они ни к чему не обязывают и призваны прежде всего привлечь зрителя к конкретному телеканалу, конкретной программе. Правда, с социологами организаторы опросов все-таки сотрудничают, в основном с Леонидом Бляхером.

Иногда полученными результатами интересуются официальные организации. К примеру, итоги опроса, посвященного выпускным вечерам, очень заинтересовали педагогов. Но не это главное. Живой контакт со зрителями взаимно интересен и тем, кто телевидение смотрит, и тем, кто его делает. А учитывая повсеместное внедрение Интернет-технологий и моду на работу в режиме реального времени в масс-медиа, можно смело предположить, что распространение интерактивного формата в телевидении неизбежно. На «Губернии», например, уже планируют скоро ввести интерактив в другие программы, помимо информационных выпусков.

Дмитрий КОШЕВОЙ.