поиск
3 октября 2024, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Одиссея одного автомобиля

09.07.2002
Просмотры
273

В Хабаровске в прокат вышел новый фильм «Копейка» Ивана Дыховичного - бывшего актера Театра на Таганке и бывшего главного режиссера канала РТР, время от времени снимающего кино, неизменно становящееся событием. В «Копейке» за два часа перед нами пролетают тридцать лет советского и новороссийского житья-бытья и несколько десятков персонажей, никто из которых главным не является.

Главным персонажем фильма, обошедшегося создателям в солидную, по российским меркам, сумму в 13 млн. долларов, стал автомобиль ВАЗ-2101 за номером 1, прозванный в народе «копейкой». Выпущенный в 1970 году, он до сих пор странствует по российским просторам, меняя хозяев. За его одиссеей и следили режиссер с двумя выдающимися операторами - Вадимом Юсовым и Александром Ильховским. Вместе с камерой зритель как бы дрейфует от эпизода к эпизоду, не без сожаления расставаясь с предыдущими героями, но быстро увлекаясь новыми. Прием не новый - еще Бунюэль с успехом его использовал в своих фильмах, а недавно на нем полностью построил свой «День полнолуния» Карен Шахназаров, - но срабатывает наверняка.

Рядом с фамилией Дыховичного в титрах «Копейки» стоит и фамилия Сорокина. Именно автор скандального романа «Голубое сало», один из самых интересных на сегодня российских писателей, написал сценарий к фильму. Сценарий, безусловно, хорош, особенно закадровый текст. К тому же, здесь Владимир Сорокин добился просто идеальной органичности ненормативной лексики с нормативной. Так естественно и даже музыкально мат в русском кино еще не звучал.

Подбирая актеров, Дыховичный принципиально не хотел задействовать звезд. В результате, с совершенно новой стороны открылся музыкант Сергей Мазаев, сыгравший механика Бубуку, единственного из персонажей, кочующего по фильму вместе с «Копейкой». Ярко сыграл героя, от чьего имени ведется повествование, и мало известный доселе Юрий Цурило.

В этом фильме грань между реализмом и абсурдом размыта - но это наша реальность, нам в ней жить, и в ней все же есть место для чего-то светлого. Вывод, наверное, грустный, но объективный. Очередное пополнение в немаленьком списке «энциклопедий русской жизни» нам точно не повредит.

Дмитрий КОШЕВОЙ.