"Эксперимент доказал, что у автотранспортников вырос аппетит"
1 июля министерство социальной защиты Хабаровского края подвело итоги «талонного» эксперимента. Сведения, собранные с огромным трудом - эксперимент оброс протестами прокуратуры, жалобами жителей края, критическими публикациями в средствах массовой информации, - крайне любопытны.
Цифры красноречиво говорят о том, что льготники, бесплатно пользующиеся услугами общественного транспорта, далеко не самая главная проблема автотранспортных предприятий Хабаровского края.
В министерстве социальной защиты населения края рассказали, что главная проблема, которую должен был решить эксперимент, - узнать, сколько же льготников на самом деле пользуются общественным транспортом и как часто. Ведь еще вчера, требуя от властей компенсаций за перевозки этих категорий граждан, транспортники строили свои расчеты следующим образом. В крае проживает 320 тысяч льготников (это те категории, которые участвовали в эксперименте), еще со времен «Очакова и покоренья Крыма» было принято считать, что в месяц один пенсионер ездит 50 раз. Следовательно, 320 тысяч человек умножаем на 50 поездок, умножаем на 12 месяцев и на стоимость билета. В итоге - необходимая сумма компенсации. Понятно, что этот расчет абстрактен. В каждом районе свое количество льготников, разные виды транспорта и цена поездок тоже разная. Однако суть расчета от этого не меняется.
Все это как раз и решили проверить авторы эксперимента. Первоначально подсчитывать, сколько же льготники ездят на муниципальных автобусах и трамваях, должны были в ноябре 2001 года. Но из-за организационных проблем (не успели отпечатать и распространить талоны среди населения) эксперимент перенесли. Как оказалось, правильно сделали. Апрель и май, когда пенсионеров и участников войны попросили предъявлять талоны в транспорте, оказались оптимальными месяцами для подсчета. Именно в это время можно установить, сколько перевозят автотранспортники народа во время спада количества пассажиров и в дачный сезон, когда у транспортников - пик.
Как рассказали работники министерства социальной защиты, готовились к эксперименту основательно: разработали правила и инструкции для автотранспортных предприятий, встретились с ними, обсудили возможные проблемы. Заключили договор с федеральной почтовой службой. Почтальоны разносили талоны и разъясняли льготникам, как их заполнять, как ими пользоваться. Автотранспортники тоже готовились к эксперименту: рассказывают, что кое-где за собранные талоны кондукторам даже вводили доплату.
На каждого льготника было выпущено по 100 талонов (50 на месяц) плюс запас. Выдавали талоны всем, однако 20 процентов льготников по разным причинам их не получили: не пользуются транспортом, болеют, уехали за пределы края и так далее. Были и такие, кто отказывался демонстративно, ссылаясь на федеральные законы. Прокуратура предупредила: эксперимент - дело добровольное, поэтому если у человека нет талона, из транспорта его выгонять нельзя.
Однако, как говорила и.о. начальника отдела программ и анализа социальной помощи населению министерства социальной защиты края Раиса Афанасьева, население края отнеслось к эксперименту с пониманием.
- К нам ни разу не приходили люди, которые бы жаловались на сам эксперимент. Были факты, когда у льготника заканчивались талоны, мы старались оперативно выдать дополнительные. Все-таки нам были важны достоверные цифры.
И краевые власти их получили. Самыми подвижными оказались ветераны труда, пенсионеры и инвалиды. Из тех хабаровчан-льготников, кто получил талоны, ездили в автобусах и трамваях только 70 процентов, причем каждый из них в среднем катался 35 раз в месяц. Правда, многие из них - жители других территорий, которые приезжают в краевой центр. В Комсомольске-на-Амуре только 50 процентов льготников воспользовались пассажирским транспортом, в среднем 25 раз в месяц. В других районах картина оказалась еще более интересная. Амурский район: 14 процентов от общего числа «социальных пассажиров» пользовались услугами транспорта 7 раз в месяц, район имени Лазо - 8 процентов и 4 поездки. Обобщив эти данные, выяснили, что в среднем по краю на общественном транспорте ездят только 23 процента льготников. Из 320 тысяч человек это порядка 74 тысяч, причем каждый из них пользуется автобусами и трамваями лишь 11,3 раза в месяц.
Цифры показывают, что виноваты в бедственном положении общественного транспорта не только льготники. Понимая это, некоторые предприятия попытались немного скорректировать результаты эксперимента. В Хабаровском сельском районе были сданы талоны, которыми льготники даже не пользовались: они были собраны в пачки, будто их вчера только отпечатали. Где автобусники взяли эти талоны - неизвестно, но в подведении итогов эксперимента их решили не учитывать.
Не уверены в точности результатов эксперимента и в администрации Хабаровска. Здесь ссылаются, что минимум 15 процентов льготных пассажиров не были учтены. Поэтому результаты учета должны быть скорректированы.
На всякий случай все собранные талоны хранятся в мешках и коробках в районных комитетах социальной защиты или в автотранспортных предприятиях. В любой момент они могут быть пересчитаны. Специалисты министерства социальной защиты населения собираются их хранить до конца года.
Собранные данные направят в правительство края, которое обязательно учтет их при формировании бюджета следующего года. Видимо, информацию об эксперименте отправят и в Москву, где финансисты Минфина России тоже задумаются: а не сократить ли суммы компенсаций, раз уж краевые власти посчитали, что 50 поездок на льготника - это слишком много.
Кстати, хабаровскими талонными экспериментами уже заинтересовались власти Омска, Находки, Амурской области. Глядишь, по всей стране будут проведены подобные эксперименты.
Александр ПИМИН.