поиск
19 июля 2024, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Страховщики оставляют ГАИ без работы

11.07.2002
Просмотры
255

Страховщики решили оставить без работы гаишников: ДТП можно будет оформлять без участия инспекторов. Но чтобы научиться это делать, нужно знать, сколько и каких аварий происходит в России. А чтобы это узнать, нужно научиться их оформлять. Возникает замкнутый круг. Страховщики пытаются его разорвать.

Директор Российской ассоциации страховщиков ответственности владельцев автотранспорта (РАСОВТ) Андрей Слепнев сделал давно назревшее заявление: российские страховщики решили взять пример с цивилизованной Европы и разрешить своим клиентам оформлять аварии без участия гаишников. Понятно, что речь идет только о мелких ДТП, в которых нет пострадавших, но таких аварий, как известно, подавляющее большинство.

В теории все очень просто: участники ДТП должны будут, не вызывая ни гаишников, ни страховых представителей, просто заполнить два бланка и разъехаться, а страховые компании по этим бумагам заплатят им все, что причитается.

После принятия двух грандиозных и в целом очень нужных законов - нового Административного кодекса и закона об обязательном страховании гражданской ответственности автомобилистов - положение российских автомобилистов выглядит совершенно безнадежным. С 1 июля по новому КоАП решение о том, кто виноват в ДТП, может принимать только суд: у гаишников эту прерогативу отняли. В результате страховщики вроде бы не могут платить своим клиентам - ведь они не знают, кто виноват в ДТП, а суда приходится ждать от месяца до трех. Некоторые все же платят, но тут все зависит от доброй воли страховщика.

Впрочем, это еще цветочки. В следующем году вступит в силу закон об автогражданской ответственности, после чего количество ДТП, участники которых будут ждать суда для получения компенсации, увеличится примерно в десять раз (сейчас, по оценкам, регистрируется всего 10% ДТП). Дело осложняется еще тем, что гаишники своеобразно понимают новый КоАП и преувеличивают меру своей безответственности в определении виновников аварии.

По сведениям из неофициальных источников, в готовящихся ГАИ ведомственных инструкциях по применению КоАП противоречий еще больше, чем в самом кодексе. В частности, предполагается, что инспектора вообще не будут составлять протокол, если ни один из участников аварии не совершил очевидных и серьезных нарушений ПДД. Определить виновника в этом случае становится еще сложнее.

В этой ситуации страховщики и решили воспользоваться западным опытом - так называемым европейским протоколом. Вот о чем идет речь.

При введении европейского протокола всякий клиент страховой фирмы одновременно с полисом автоматически получает запас специальных бланков - так называемых двойных анкет. Попав в аварию, автомобилисты, если они в целом согласны насчет причин и схемы ДТП, заполняют двойную анкету, потом разделяют ее на две части, и каждый предъявляет свою половинку страховой фирме, которая и осуществляет выплаты. Чтобы облегчить процесс, среди аварий выделяется 50 самых типичных схем, и участники должны просто отнести свое ДТП к одной из них. Визы ГАИ или же знаменитой «формы № 2», которую инспекторы перестали выдавать после вступления в действие кодекса, не требуется. В большинстве европейских стран все это работает уже более двадцати лет. Как пообещали «Газете.Ru» в пресс-службе РАСОВТ, все необходимые для этой схемы документы будут разработаны в течение месяца.

Но не все так просто. Многие страховщики, в целом одобряя идею РАСОВТ, относятся к возможности ее реализации весьма скептически. Процесс может растянуться на много месяцев. Дело в том, что европейский протокол в существующем виде невозможно применить в России: правила движения в разных странах различаются, и протокол должен соответствовать специфике страны. Для этого нужно собрать статистику ДТП и обобщить ее. Но мелкие аварии, к которым применим протокол, как раз и являются теми, которые в подавляющем большинстве не регистрируются. Выходит, что для введения протокола нужна статистика, а для ее сбора нужна новая система регистрации аварий, то есть протокол.

Так что, судя по всему, регистрация аварий без участия инспектора начнется еще не скоро, а тем временем проблемы страховых выплат фирмы будут решать каждая в меру своей ответственности. Ведь, как признаются страховщики, изменить договоры страхования так, чтобы платить за ущерб в новых условиях, не так уж сложно. Главное, чтобы было желание это делать.

Р. Иванов. («Газета.ru»).