Владимир Попов: «Стабильность в энергетике: что можно сделать «через не могу»

17.07.2002 | АРХИВ | 6м. 26 c. | 249

Еще год назад Владимир Попов занимал кресло генерального директора ОАО «Хабаровскэнерго», сегодня же на его кабинете висит табличка: «первый заместитель председателя правительства Хабаровского края». Основной профиль при этом остался прежний - хабаровская энергетика. Только позиции разные. Ведь не всегда, но часто интересы края не совпадают с интересами РАО ЕЭС. И получается, что Попов перешел с одной стороны баррикады на другую. Изменились ли в результате его взгляды на энергетику?

Владимир Александрович на этот вопрос отвечает без излишней задумчивости:

- У профессионального энергетика, в принципе, они не могут поменяться за один год, так как формировались не сегодня и даже не вчера. Правильная или неправильная, но у меня есть точка зрения на структуру энергетики, ее развитие... Она не менялась...

- Но позиции по тем же энерготарифам у РАО и правительства края, мягко говоря, не совпадают?

- Да, это разные стороны баррикады. Когда я представлял интересы «Хабаровскэнерго», то видел и необходимость их повышения, и последствия этого шага. Но на первом месте стояли интересы энергетики, которые я защищал. Сейчас смотрю на проблему в комплексе, то есть еще и с точки зрения влияния энерготарифов на другие отрасли промышленности и не только промышленности. Но сказать при этом, что мы теперь стали больше зажимать энергетику, нельзя. Наоборот, стали рассматривать энерготарифы качественнее. И не потому, что в правительство пришел Попов, а потому, что жизнь заставляет. Просто теперь «Хабаровскэнерго» стало труднее спорить и доказывать каждую дополнительную копейку в своем тарифе...

- Например, какая копейка там лишняя?

- Часть населения сегодня вообще не платит энергетикам, часть предприятий платит нерегулярно, федеральные структуры задерживают платежи, есть такие же проблемы с коммунальщиками... Кроме того, значительные потери в самих тепло- и электросетях... И есть огромное желание все долги и потери заложить в тарифы. Мы это не поддерживаем и поддерживать никогда не будем. С этими проблемами энергетикам самим нужно бороться, а не перекладывать их на весь регион.

- Но есть и объективные причины для повышения тарифов?

- Конечно, сейчас особенно остро видно, что энергетики становятся заложниками российской системы нерегулируемых энергоресурсов. У нас контролируются только цены на газ.

А на нефтепродукты, которые в структуре краевого энергопотребления занимают ни много ни мало - 8 процентов? Или уголь, от которого мы зависим на 63-67 процентов? Получается: купил сегодня «МДМ» Хоронорский разрез, зейский и красноярский угли и стал на 100 процентов монополистом по бурым углям. Какую цену захотел - с такой и выходит на рынок. А других конкурентов у него на Дальнем Востоке нет. В результате за год он поднял цену в 2,6 раза... И она обязательно появится, никуда не деться, в новых энерготарифах, хотя, разумеется, под нашим контролем.

- Сейчас, кстати, все громче говорят о необходимости вывести энерготарифы из ведения региональных энергетических комиссий, то есть лишить регионы возможности на них влиять...

- Много желающих и вывести, и всю энергосистему раздробить на мелкие предприятия. Как я могу это прокомментировать? За дело взялись непрофессионалы...

- Вы это относите ко всей реформе РАО?

- Да, ко всей. Причем свое мнение я в данном случае не менял - таким же оно было и год назад.

- Почему же тогда так, казалось бы, легко и быстро было подписано соглашение о реструктуризации хабаровской энергосистемы между краем и РАО (в последний приезд Чубайса)?

- Потому, что это не соглашение, а, скорее, протокол намерений. Просто договорились о правилах игры - любое действие в реформе согласовывать с регионом. А уже следом мы подготовили и подписали более предметное соглашение. В нем, во-первых, перенесли часть нововведений на 2003 год. Нужно вначале провести ремонт, закончить подготовку к зиме, и тогда уже начинать что-то реформировать. Во-вторых, прописали систему управления всеми выделяемыми из энергосистемы структурами. Было предложено создать единую управляющую компанию с одним генеральным директором, отвечающим за генерацию, сети, сбыт. Такая постановка нас устраивает, так как сохраняется управляемость всего комплекса.

Но самое главное - мы хотим понять: ради чего будет проводиться вся эта реструктуризация? Какую выгоду от нее получит край и его жители? К сожалению, никаких серьезных экономических выкладок по этому поводу нет. Пока просматривается лишь перестановка кубиков и подготовка будущей продажи в частную собственность.

- А это обязательно плохо?

- Плохо, если руководит всем одно желание - сбросить с плеч РАО ответственность за энергоснабжение, а оставить только нехлопотные и прибыльные магистральные электросети, диспетчеризацию, уйти от проблем топливообеспечения..., переложить основные проблемы на регионы или на непонятно пока какой частный капитал.

Пока это все четко не прописано, даже основополагающие законы по реформированию российской энергетики еще не приняты (Госдума перенесла обсуждение на осень), а сама реформа идет полным ходом. В результате мы можем оказаться перед фактом, даже не поняв, зачем нам это нужно.

На самом же деле нам нужно стабилизировать энерготарифы и подготовиться к очередной зиме. Но это для реформы почему-то не имеет особого значения.

- Зато, видимо, имеет значение очередной в этом году рост цен на нефтепродукты. Его может кто-нибудь объяснить?

- Я лично ничем другим объяснить не могу, кроме как сговором нефтяных компаний. Бензин 11 рублей стоит и в Москве, и в Хабаровске. Когда такое было? Сейчас же по стране цену как линейкой уравняли, независимо от того, чье топливо - «Альянса», «Роснефти» или «ТНК». Это ли не картельное соглашение?

Причем происходит этот рост уже третий год подряд каждое лето. Отпускаются вывозные квоты, и нефтепродукты идут потоком за рубеж. Мы же в стране, которая производит эти нефтепродукты, платим за них по мировым ценам, не имея, правда, мировых доходов на душу населения.

Обычно к сентябрю цена на топливо опять начинает падать. Но сейчас я даже подвижек к этому не вижу. И для Хабаровского края это удар ниже пояса, особенно по северному завозу. Деньги, которые дал на него федеральный бюджет, - оскорбительно небольшая сумма - 174 миллиона рублей (нам только на жидкое топливо нужно 900 миллионов). Остальное должно идти из краевого бюджета. Но мы закладывали в него средства из расчета, что будем покупать те же нефтепродукты по цене 2600 рублей за тонну, и вдруг - 4600 рублей...

Северный завоз, конечно, в результате не сорвется. Но придется залезть в долги и отдавать их потом всю зиму. Если в прошлом году «Хабаровскэнерго» хватило кредита на 600 миллионов рублей, то в этом уже миллиард с лишним нужно брать. И все эти кредиты вместе с процентами потом придется закладывать в энерготариф. Он поднимется, в том числе для тех же нефтяников, которые снова включат его в свою отпускную цену,.. и пойдет инфляция по следующему витку.

- К этому уже все давно привыкли. Но вот то, что этим летом энергетики так массово начали отключать от энергоснабжения коммунальные предприятия в Хабаровском крае, для многих стало чуть ли не шоком...

- Такого массового отключения действительно еще не было. Хотя проблемы между энергосистемой и системой ЖКХ копились целое десятилетие. Сейчас решить их одним взмахом рубильника просто невозможно. И хотя администрация края практически не вмешивается в отношения между энергетиками и предприятиями, в случае с коммуналкой позиция может быть только одна: не спешите рубить с плеча. Сегодня финансовое положение ЖКХ самое тяжелое в крае, и платить там действительно нечем. В результате платит край... раз в квартал...

- Владимир Александрович, традиционный для вашей должности вопрос: какими темпами идет в крае подготовка к зиме? Насколько остро в этом году стоят наши ежегодные проблемы: заготовка угля, ремонт сетей и энергооборудования, северный завоз?

- Северный завоз топлива начался еще в мае, причем ударно - с опережением графика. Но уже в июне встала проблема - крайне низкий уровень Амура. Река очень серьезно тормозит судоходство. Корабли с топливом просто физически не могут дойти до целого ряда северных пристаней... Транспортную схему это не меняет (ее вообще невозможно изменить), но в результате заметно увеличиваются сроки доставки топлива и ломается график. Если в прошлом году мы могли отправлять танкеры по заранее отработанному плану и даже не думать при этом об уровне реки, то сейчас приходится доставлять топливо в первую очередь туда, где есть возможность причалиться и разгрузиться... В результате в водной блокаде весь июнь были Ульчский район и район имени П. Осипенко. Но это не означает, что они окажутся без поддержки, просто сюда нефтепродукты придут позже, чем в другие районы края. Но никто без топлива не останется.

Что касается Николаевска-на-Амуре (местная ТЭЦ работает на мазуте), то туда «Хабаровскэнерго» завозит топливо не без проблем, но общий график соблюдает. В июле энергетики рассчитывают даже выполнить часть августовского плана.

Стоит еще отметить, что в этом году, как и в прошлом, северному завозу топлива предшествовали тендеры по основным его позициям. На конкурсной основе выбирали и поставщиков, и перевозчиков, и оператора, что позволило заранее значительно снизить затраты.

Основная же для нас летняя задача - обеспечить все краевые ТЭЦ углем. Здесь был небольшой сбой из-за того, что «Хабаровскэнерго» не имело средств на оплату шахтерам. И они остановили отгрузку... Но сегодня уже провели переговоры с Краснокаменском, Нерюнгри, уголь снова пойдет в край. Правда, для этого «Хабаровскэнерго» пришлось взять кредит и залезть в долги.

Правительство края здесь полностью контролирует ситуацию. Сейчас на складах запасено уже около 50 процентов от необходимого количества твердого топлива. Остальное будет получено, как и планируется, до 1 октября.

Не ожидается срывов пока и по основным ремонтным работам. В июне энергетики их начали проводить в массовом порядке. Причем объем не ниже, чем в прошлые годы, - порядка 29 котлов, турбин, другого оборудования. Где-то, как на Комсомольской ТЭЦ-2, ремонт закончили досрочно, несмотря на большой объем и массу финансовых проблем. По другим объектам просто соблюдаются все сроки. Гораздо тяжелее, конечно, идут ремонты в системе ЖКХ края. Но и здесь, через не могу, все будет закончено к наступлению холодов. Та стабильность и ответственность перед жителями, что всегда отличала Хабаровский край от других регионов, будет сохранена, несмотря на любые обстоятельства...

Беседовал Виктор Илин.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов