Розовые облака в объективе кинокамеры
В Доме творческой интеллигенции недавно прошел вечер двух хабаровских кинематографистов - Андрея Сидорова и Альберта Самойлова. Тут можно было посмотреть их работы и пообщаться с самими авторами. Для удобства общения герои вечера угощали всех желающих пивом.
Изготовленные по заказу и при финансировании министерства культуры, фильмы, которые авторы представили на суд зрителей, мало кто до этого видел в Хабаровске. Снятые на видео «Пельмени шикотанские» - образец репортажного документального кино. Фильм посвящен проблеме Курильских островов, показанной изнутри. Андрей Сидоров и Альберт Самойлов около полутора месяцев провели на островах, знакомились с местными жителями и разговаривали с ними «за жизнь». Течет эта самая жизнь на Курилах неспешно, и когда в кадре появляется небритый мужчина, спрашивающий, какое сегодня число, в контексте фильма это воспринимается вполне естественно.
Параллели с известным телевизионным фильмом на эту же тему журналиста РТР Елены Масюк неизбежны, и, наверное, не в пользу «Пельменей...». У репортажа свои законы: здесь нужно более тщательно выстраивать сюжетный ряд, глубже раскрывать тему в ограниченный промежуток времени (фильм длится 26 минут); визуальные же решения отходят на второй план. В этом плане фильм оставляет впечатление какой-то недосказанности. Но островитяне в кадре смотрятся очень естественно, с готовностью посвящая кинематографистов в особенности местной жизни. А ключевой фразой, отражающей настроения простых людей, не военных, волею судеб живущих здесь вдали от «большой земли», можно назвать слова продавщицы в магазине: «Пусть мне компенсируют мою родину, и я отсюда уеду». Хотя ехать многим, в общем-то, некуда.
Настоящей же удачей авторов можно назвать две короткометражки, снятые уже на кинопленку. Первая посвящена Виктору Юдину, уехавшему из Владивостока в зоологический центр, что в поселке Гайворон, изучать тигров. С любовью показаны и сам герой, и его питомцы, тщательно выстроен каждый кадр. «Розовые облака» - шикарный визуальный ряд под музыку Дмитрия Голланда (его первый опыт работы в кино). Чтобы так снимать природу, нужно быть художником.
Увидели зрители и фильмы студентов ВГИКа, откомандированных на Дальний Восток делать свои учебные работы. Сидоров и Самойлов помогали им в этом. Как сказал Альберт Самойлов, «после Садового кольца и Невского проспекта работа в наших условиях оказалась для них шоком».
Дмитрий КОШЕВОЙ.