поиск
17 января 2025, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

У налоговой ответ один: «Читайте закон!»

02.08.2002
Просмотры
304

В силу вступил новый закон, призванный облегчить бюрократическую ношу для российского предпринимательства. Но в государственной налоговой инспекции (ГНИ) Нижнего Новгорода, этого зеленого города средних размеров, расположенного примерно в 250 милях (1 сухопутная миля = 1,609 м) к востоку от Москвы, очереди на регистрацию предприятий такие же длинные, как всегда.

В пятницу, 5 июля, на дверях каждого кабинета висело объявление: «Справок не даем. Прием по вторникам и четвергам». Никто не отозвался на стук в дверь кабинета №10, где расположена регистрационная группа. В соседнем кабинете за столом, заваленном бумагами, сидела женщина. «Видели объявление на двери? - спросила она у подходившего к ней посетителя. - Мы никакой информации не даем!». В следующий вторник в регистрационный кабинет посадили налогового инспектора. Но для десятка людей в заставленной сломанными стульями приемной, которым была нужна помощь, у нее был всего один ответ: «Читайте закон».

Владимир Путин за два года с момента своего избрания президентом продемонстрировал, что его правительство может разрабатывать всеохватывающие реформы и проталкивать их через российский парламент. Его администрация подготовила мероприятия, которые предусматривают подоходный налог с плоской шкалой, снижение произвола судебной системы, уменьшение количества инспекций для предприятий малого бизнеса, улучшение защиты прав корпоративных вкладчиков и современный Трудовой кодекс.

Теперь путинская команда начинает претворять эти реформы в жизнь. Но, парадоксально, их успех или неудача зависят от поддержки нереформированной бюрократии советского типа, насчитывающей сотни тысяч государственных служащих, которые заполняют учреждения вроде ГНИ в Нижнем Новгороде. Преобразование их в современную и эффективную гражданскую (государственную) службу является одной из самых сложных задач России. Путинские помощники утверждают, что г-н Путин намерен решить эту задачу в следующем году, и в июне он сделал первый шаг, подняв на 50% заработную плату всем государственным служащим. Авторы его плана говорят, что в следующем году Кремль хочет, в числе прочих реформ, заняться искоренением злоупотреблений служебным положением и сделать достоянием общественности более широкий круг обсуждаемых в правительстве вопросов.

Г-н Путин, по словам его помощников, надеется создать нечто, чего в России никогда не было: аппарат государственного управления, который будет помогать гражданам, а не мешать им. Достижение этой цели, говорят они, критически важно для оживления экономики, потому что продажные и деспотические бюрократы удушают рост того самого малого и среднего бизнеса, который способствовал резкому подъему экономик других вступивших в посткоммунистический период стран, в частности, Польши.

В России сам термин «гражданская (государственная) служба» всегда был неправильным. С момента образования в России централизованного государства, примерно 800 лет назад, государственные чиновники служат главным образом руководителям государства, но не своим гражданам. И эти чиновники являются кем угодно, но только не учтивыми слугами народа. Первый заместитель министра экономического развития и торговли России Михаил Дмитриев, который разрабатывает путинский план реформирования аппарата государственного управления, прослеживает некоторые традиции сегодняшней системы до периода татаро-монгольского ига в XIII веке. По его оценке, для изменения этой культуры может потребоваться целое поколение.

В отличие от некоторых перемен, за которые сегодня выступает г-н Путин, общая реорганизация аппарата государственного управления не является первоочередной задачей для олигархов, которые господствуют в российской экономике. Напротив, такая реорганизация может ущемить их интересы, если, как предсказывают путинские помощники, она ограничит возможности олигархов по заключению сделок с коррумпированными министрами правительства и их подчиненными.

Другим препятствием является выбор момента. Благодаря тому, что г-н Путин подчинил себе Государственную думу, ему удается проталкивать через нее свои инициативы без поправок. Но, поскольку в декабре 2003 года предстоят перевыборы депутатов Думы, законодатели, возможно, окажутся менее восприимчивыми к плану, который может до основания потрясти российскую бюрократию.

Подталкиваемое Всемирным банком (ВБ) и Международным валютным фондом (МВФ) правительство Путина уже пытается уменьшить гнет чиновничьего аппарата на предпринимателей с помощью принятия новых законов, которые упрощают существующую в России путаную систему лицензирования и правил регистрации предприятий. Но это само по себе, возможно, мало что даст, если отношение чиновничества останется прежним.

В складывающейся обстановке государственные служащие России почти не имеют побудительных мотивов к надлежащему исполнению своих обязанностей. В экономическом плане они в последнее десятилетие оказались позади. Многие из наиболее активных государственных служащих, особенно в Москве, ушли на лучше оплачиваемые места в частный сектор. Остающийся кадровый состав насчитывает 1,1 миллиона человек, которые, как заявляет г-н Дмитриев, ссылаясь на независимых аналитиков, столь же коррумпированы, как и любая бюрократия в самых беднейших странах мира.

«Здесь мы оказались в своеобразном замкнутом круге: с одной стороны... пока существуют неквалифицированные государственные служащие, экономические возможности страны остаются слабыми, - сказал г-н Козак, заместитель главы президентской администрации. - А пока экономические возможности страны остаются слабыми, мы не можем существенно поднять зарплату государственным служащим».

Если зарплата является огромной проблемой, по словам г-на Дмитриева, то неэффективность - еще большая проблема. Он приводит пример из своего собственного министерства: в любой момент времени два или три чиновника из министерских управлений и отделов разъезжают по Москве, перевозя документы, которые требуют подписи какого-нибудь чиновника из другого министерства или ведомства. Электронные подписи запрещены. «Чрезмерное бумаготворчество создает огромную нагрузку, - сказал он. - Огромное количество времени и ресурсов тратится впустую. Производительность и эффективность - вот настоящие проблемы, а не количество денег, расходуемых на гражданскую администрацию».

По словам г-на Дмитриева, готовятся более жесткие законы в отношении злоупотреблений служебным положением. В министерствах будут созданы комиссии по служебной этике, в состав которых войдут также представители общественности. Деятельностью этих комиссий будет руководить центральная комиссия, которая займется рассмотрением жалоб на министров.

Два недавних громких дела иллюстрируют эту проблему. Евгений Адамов, который был российским министром по атомной энергетике, в прошлом году был вынужден уйти в отставку после того, как один из думских комитетов заинтересовался вопросом, не получила ли созданная им компания прибылей от контракта с правительством США по повышению безопасности на ядерных предприятиях России. Г-н Адамов отрицал любые обвинения в нечистоплотности. В январе был уволен российский министр железных дорог Николай Аксененко: причиной увольнения стала аудиторская проверка, выявившая, что, в числе прочих нарушений финансовой дисциплины, его министерство плутовало с тарифами на перевозки грузов к выгоде определенных компаний, владельцами которых были его сын и племянник. Г-н Аксененко заявил, что стал жертвой политической вендетты.

По оценке занимающегося социальными исследованиями фонда «Индем», коррупция обходится российскому бизнесу взятками в размере 33 млрд. долларов США ежегодно. В ходе обследования российских бизнесменов, результаты которого были опубликованы в марте текущего года, почти половина обследованных заявила, что взяточничество является для них либо необходимостью, либо способом облегчить себе жизнь. «Проблема в том, что надо создать такую среду, которая была бы враждебной самой природе мздоимства, являющегося сегодня нормой и реалией российской государственной службы», - сказал г-н Дмитриев.

Как и большинство других перемен, за которые ратует г-н Путин, реформа государственной службы имеет свою историю неудач. Предпринятая в 1997 году бывшим президентом России Борисом Ельциным попытка перетрясти аппарат государственного управления ни к чему не привела. И все-таки, как утверждает г-н Дмитриев, создание ориентированного на служение обществу чиновничества является одной из путинских реформ, которая пользуется значительной поддержкой народа.

«Это новаторская для России концепция, и многие россияне, я уверен, с удовлетворением воспримут идею системы государственной службы, которая будет служить народу», - сказал он. Он не желает принимать во внимание возражения бухгалтеров, юристов и предпринимателей, которые пытаются выполнять введенные в действие на прошлой неделе новые законы для малого бизнеса, предусматривающие, в том числе, упрощение регистрации новых компаний.

В трех разных ГНИ, где побывали исследователи, собиравшие информацию для данной статьи, люди были расстроены из-за стоявших на их пути преград. В Мурманске, городе на побережье Баренцева моря, один из посетителей вежливо попросил налогового инспектора объяснить ему, как зарегистрировать компанию. «Мы здесь не справочная служба», - грубо ответил ему инспектор...

(«The Washington Post».)