поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Имеем право. А на что?

06.08.2002
Просмотры
305

В прошлом выпуске вы писали об усилении ответственности предпринимателей за административные правонарушения. Хотелось бы знать в таком случае, а какие по новому кодексу у граждан есть права и каковы гарантии соблюдения законности при проведении судопроизводства? (В. Мухин, г. Комсомольск-на-Амуре).

Изменений, касающихся гарантий законного рассмотрения дел, в новом Кодексе об административных правонарушениях достаточно много. Прежде всего, значительно расширена исключительная компетенция судей. Теперь они могут назначать помимо административного ареста ряд других наказаний: возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация.

Правовое положение участников делопроизводства определено более детально, нежели в действовавшем до этого Кодексе РСФСР. Этому вопросу посвящена глава 25 КоАП. В частности, расширен круг дел, при рассмотрении которых обязательным является личное участие правонарушителя. В их число входят дела о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также действиях, влекущих за собой наказание в виде ареста, административного выдворения за пределы РФ, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Теперь допускается возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях не только по месту совершения таковых, но и по месту жительства гражданина, в отношении которого возбуждено дело. Также усиливается охрана прав потерпевших. Они вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, иметь своего представителя в суде, а также обжаловать принимаемые решения по делу (ст. 25.2). Для физического лица законными представителями определены его родители, усыновители, опекуны либо попечители, для юридического - его руководитель либо другое лицо, признанное органом юридического лица.

Порядок предоставления юридической помощи и привлекаемому к ответственности, и потерпевшему подробно регламентирован в статье 25.5. Адвокат или другое лицо, оказывающее юридическую помощь, допускается к участию в деле с момента административного задержания привлекаемого к ответственности или составления протокола.

В новом кодексе введена новая форма производства - административное расследование. Оно может осуществляться по правонарушениям в области законодательств: антимонопольного, о рекламе, валютного, о защите прав потребителей, а также в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, безопасности дорожного движения и на транспорте, пожарной безопасности. Именно в таких делах требуется производство экспертиз и проведение других, достаточно сложных процессуальных действий, на которые требуются значительные временные затраты (ст. 28.7).

К обязанностям субъектов административной юрисдикции (судьи, органы, должностные лица или уполномоченные рассматривать дело) теперь отнесены, помимо прочего, разъяснение фигурантам рассматриваемого дела их прав и обязанностей, рассмотрение отводов и ходатайств. Сюда же относится вынесение определения об отложении рассмотрения дел в случаях поступления заявления о самоотводе судьи или должностного лица, об отводе специального эксперта, переводчика, а также в случае необходимости истребования необходимых материалов или назначения экспертизы, обеспечения явки фигуранта дела.

Более четко регламентировано и применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 27). Помимо задержания, личного досмотра, а также досмотра вещей, транспортных средств и изъятия вещей и документов у физических лиц в кодексе теперь появились и другие меры. Это доставление фигурантов дела к месту составления протокола о правонарушении, привод, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, транспортных средств, наложение ареста на товары, транспортные средства и другое имущество, находящееся в собственности юрлица.

В отличие от старого кодекса, в новом четко определен круг органов и должностных лиц, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3). В достаточно объемном списке перечисляются должностные лица различной ведомственной подчиненности, члены избирательных комиссий и т.д. Впервые установлены конкретные сроки направления протокола субъекту административной юрисдикции и сроки устранения недостатков в нем. Обычно этот срок - сутки с момента составления, если же правонарушение предполагает административный арест, протокол должен быть передан судье сразу же после его составления.

К содержанию постановления по делу теперь предъявляются повышенные требования. В нем должны быть решены вопросы об изъятых вещах, на которые наложен арест, если к ним не применено взыскание в виде конфискации или возмездного изъятия. Постановление об административном наказании предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд.

Усовершенствован и институт обжалования и пересмотра вынесенных постановлений. В вышестоящем суде могут быть обжалованы постановления, вынесенные как судьями, так и должностными лицами. При этом судья или должностное лицо при рассмотрении жалобы не связаны доводами, изложенными в ней, и проверяют дело в полном объеме, руководствуясь при этом не только материалами, имеющимися в деле, но и дополнительно представленными доказательствами. В кодексе предусмотрена возможность пересмотра в порядке надзора постановлений, вступивших в законную силу, в том числе и Верховным судом РФ, Высшим арбитражным судом.

Дмитрий КОШЕВОЙ.