поиск
23 октября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Нефтепровод ляжет в пойме Амура или пойдет на север?

06.08.2002
Просмотры
275

В краевом центре состоялось общественное слушание по прокладке на территории Хабаровского края магистрального нефтепровода Ангарск - Находка, который будет строиться в 2002-2005 годах.

Из более чем четырех тысяч километров труб, которые пролягут от Ангарска до побережья Японского моря, 245 километров трассы нефтепровода приходится на долю Хабаровского края. Заказчиком и проектировщиком трассы является ОАО «Транснефть». Из трех предпроектных вариантов строительства выбор сделан на южном направлении, самом дешевом и менее трудоемком. То есть поток «черного золота» из месторождений Западной и Восточной Сибири пойдет в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через ЕАО, Большой Уссурийский остров, пройдет по заповедным местам - Хехцирскому заказнику, охотничьим угодьям поблизости от населенных пунктов: Корфовское, Переяславка, Георгиевка, Лермонтовка, Вяземское, Бикин и выйдет в Приморский край, откуда 545-километровая просека будет пробита до нефтяного причала.

Аргументы «Транснефти» за этот вариант были подкреплены показом рекламного фильма, где упоминалось о том, что его трубы сегодня опоясывают весь земной шар, их протяженность превышает длину экватора, и заверениями в том, что они являются наиболее безопасными в экологическом плане.

Конечно, хорошо, что общественность собирается не после, а до начала строительства. Когда можно внести все предложения «за» и «против» намечаемого строительства еще на первоначальном этапе. На что-то повлиять, изменить. Кстати, подобный институт общественных слушаний проводится у нас впервые. Что внушает надежду на то, что все высказанные замечания будут приняты к сведению.

Правда, оппоненты сторонников стройки - региональная партия зеленых, Хабаровское отделение Всероссийского общества охраны природы, районные экологи - так и не получили ответы на вопросы о том, почему нефтепровод будет проложен в рекреационной пойме Амура (в том, что трубы лягут именно здесь, уже никто не сомневается, полевая отбивка трассы завершена) - в зоне покоя, где сохранилась уникальная флора и фауна. Наводнения, неблагоприятные русловые процессы, загрязнение из Сунгари и без того увеличивают антропогенную нагрузку на Хабаровский водный узел, а если будут утечки нефти? Или куда, к примеру, девать сопутствующие перекачке отходы? Есть ли детальная планировка магистрали в районе Хабаровска? Прежде, чем выставлять на широкое общественное обсуждение данный проект, общественность почему-то не ознакомили с другими вариантами. Если был конкурс на лучшее экологическое обоснование, то почему в нем не участвовали хабаровчане (никто не знает лучше их местных условий), а только заезжие специалисты? Оказывается, есть щадящий окружающую природную среду путь с севера в обход Хабаровска через Волочаевку, но о нем даже не упоминается из-за якобы трудностей освоения и дороговизны.

По мнению Виктора Сайкова, председателя Хабаровского отделения Российской экологической партии зеленых, экологических потерь можно избежать, если заранее на каждом километре знать, что хорошее и что плохое несет с собой нефтяная труба. А для этого необходимо создать свою общественную группу, которая будет следить за ходом строительства. Прежде чем нас поставят перед фактом (уже составлено восемь томов документов с оценкой воздействия на окружающую среду), нужна своя независимая экологическая экспертиза. К обсуждению проекта нужно привлечь не только специалистов, но и население Хабаровского края. В качестве примера того, как можно с минимальным ущербом строить государственные объекты в регионе, были названы строительство Уссурийской железной дороги, прокладка оптико-волоконной связи. А ведущий сотрудник ИВЭП РАН, заслуженный эколог России В.М. Сапаев считает, что магистраль может... обогатить окружающий природный ландшафт тем, что на болотах, в местах выбросов земли, появятся лесополосы, противопожарные разрывы...

Какие экономические и социальные блага сулит нефтепровод Хабаровскому краю? По заявлению заместителя министра природных ресурсов В.Г. Крюкова, его прокладка в едином коридоре с ЛЭП энергетической системы «Восток», федеральной автотрассой Чита - Находка, Транссибирской железнодорожной магистралью решит энергетические проблемы в крае, позволит загрузить сырьем нефтеперерабатывающие заводы края, создаст 800 новых рабочих мест, привлечет в бюджетные и во внебюджетные фонды около 100 миллионов рублей.

В результате слушания был составлен протокол, где были учтены все замечания. В течение месяца каждый житель Хабаровского края может внести свои предложения по поводу строительства нефтепровода по адресу: улица Шеронова, 56, институт «Дальгипротранс», ком. 410. Телефон 21-87-33.

Однако все проектно-изыскательские работы южного варианта трассы сегодня завершены, а нам предлагают поучаствовать в прениях? Интересно, зачем?..

Александр САВЧЕНКО.