Правительству - профицит, народу - дефицит

13.08.2002 | АРХИВ | 2м. 10 c. | 61

Правительство второй год подряд информирует народ об очередном качественном проекте федерального бюджета на 2003 год, который после летних каникул депутатов будет обсуждаться в Госдуме. Прогнозируется умеренный рост инфляции, курса доллара и профицит федерального бюджета в 100 млрд. руб. Как к нему (профициту) относиться, оценивать прогностическую деятельность правительства? По-разному.

Во-первых. Высокое качество работы и сбалансированности доходов и расходов федерального бюджета. И, как пример другим уровням бюджетов, каким образом следует работать.

Во-вторых. Как избыточное налоговое бремя, как излишнее изъятие ресурсов в 100 млрд. руб. у населения и бизнеса.

И в-третьих. Этот профицит свидетельствует о непропорционально завышенном распределении доходов в пользу федерального бюджета в ущерб региональных и местных бюджетов.

В результате бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований формируются с дефицитами в 20-30% и более. И неудивительно. Налоговым и Бюджетным кодексами закреплено такое положение. Например, местные налоги (ст. 15 Налогового кодекса РФ) обеспечивают ресурсами муниципальные бюджеты лишь на 3-10% от потребности. Еще на 50-60% потребности покрываются за счет закрепленных федеральных и региональных налогов. Недостающие ресурсы на 30-40% возмещаются различными видами финансовой помощи, трансфертами, субсидиями и так далее. В результате в федеральном бюджете профицит, а учителя, врачи и т. д. в различных местах России - без зарплаты или без пособий. Эпизодически протесты населения выражаются в форме голодовок.

Эти перекосы в межбюджетных отношениях были усугублены принятием экономически неоправданных и социально несправедливых законов о самых низких в мире налогах на прибыль и доходы физических лиц. Такое решение весьма популярно и привлекательно для депутатов, членов правительства и приятно сознанию простых граждан. Однако здесь все не так замечательно, как кажется на поверхностный взгляд.

Прибыль не является достоянием всего общества, как было в советское время. Она является собственностью лично предпринимателя или акционеров. Среди последних небольшая группа лиц, обладающая крупными пакетами акций, получает в личное пользование большую долю прибыли. Поэтому от снижения налога на прибыль до 24% выиграли небольшие группы богатых людей, которые весьма благодарны за это правительству и депутатам Госдумы. Подавляющее число населения от данного закона ничего не получило. Благие представления о том, что со снижением налога активизируется инвестиционная деятельность, оказались иллюзиями. Об этом свидетельствует более быстрое старение производственного потенциала по сравнению с вялой инвестиционной деятельностью.

Депутаты Государственной думы различной ориентации с пафосом заявляют, как увеличились поступления в бюджет налогов от доходов физических лиц в связи со снижением ставок. При этом они не обременяют себя анализом факторов, под воздействием которых происходят изменения. Таковыми являются рост номинальной заработной платы, механическое увеличение ставки налога с 12 до 13% для 75-80% работающих, расширение налоговой базы за счет взимания данного налога с работников силовых структур. Установление самой низкой в мире налоговой ставки, независимо от уровня доходов граждан, никак не повлияло на увеличение бюджетных доходов. И опять же значительную выгоду от этого мероприятия получили только богатые. Такая политика депутатов объяснима. Народ непосредственно избирает в парламент (Федеральное собрание) только 25% депутатов, а 75% представителей («штатных работников») назначают различные группировки, организации. Их интересы они и отстаивают. И все по закону.

Во всех индустриально развитых странах ставки налога на прибыль варьируются в пределах 35-45% и выше и применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц в течение многих десятилетий. В условиях большой поляризации населения по уровню дохода налоговое давление на высокодоходные группы экономически обосновано и социально справедливо. Например, в США в 50-80-е годы прошлого столетия верхние ставки налога на доходы физических лиц составляли 94-91-50%. В настоящее время - 39,6%, при минимальной - 15%. Аналогичные методы применяют все индустриально развитые страны, кроме России. Но это хуже для России.

На отрицательные последствия данных законов мною обращалось внимание в статьях в «ТОЗе» (29.08.2000 г. и 28.06.2001 г.), когда законы еще только обсуждались. Тогда это не воспринималось. В настоящее время многие, в том числе руководители субъектов Федерации, в этом убедились наглядно: до 68% сформированных налоговых доходов перечисляются в федеральный бюджет. В нем профицит, а весь реальный дефицит консолидированного бюджета остался в регионах и муниципалитетах.

Конечно, такое положение необходимо менять. Следует вернуться к прежним методам налогообложения доходов физических лиц и уровню налога на прибыль. Необходимо сбалансировать доходы и расходы всех трех уровней бюджетов (федеральный, региональный, местный).

Проблему эффективнее можно было бы решить опытным путем. Например, сложившиеся пропорции расходных полномочий федерального центра, регионов и муниципалитетов в 2001 году можно было бы принять за исходное в оптимизации межбюджетных отношений. Пропорционально этому распределяются на три части налоговые и неналоговые доходы. В соответствии с данной пропорцией и объемами доходов закрепляются виды налогов по принципу «один бюджет - один налог». Поскольку полностью его реализовать невозможно, ряд налогов расщепляется и закрепляется по уровням бюджетов. Дефицит консолидированного бюджета относительно равномерно разложится на три части. В результате все уровни власти будут находиться в равном положении по мобилизации дополнительных ресурсов на покрытие дефицита или должны сокращать бюджетные расходы. Этот принцип и пропорции следует принять стабильными на 3-5-10 лет. Вмешательство федеральной власти, Государственной думы в бюджетные полномочия субъектов Федерации и муниципалитетов проводить лишь после широкого обсуждения, дабы не усугублять положение дел, как это происходит сейчас.

Изложенный подход к формированию бюджетов более объективен по сравнению с нынешним нередким финансовым волюнтаризмом центральной власти по отношению к регионам, муниципалитетам и народу.

С. ОСИПОВ, доктор экономических наук, профессор Дальневосточной академии государственной службы.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

19.09.2021 20:54
Волонтеры считают: выборы прошли чисто
Студенты Герман Столяров и Арина Головина говорят, что решили принять участие в выборах в качестве общественных наблюдателей, потому что это показалось им интересным для дальнейшего развития, убедиться в честности выборов, добросовестности их проведения.

19.09.2021 17:55
В лидерах по голосованию северные районы Хабаровского края
По состоянию на 15 часов 19 сентября в краевой столице проголосовало более 35 % избирателей.

19.09.2021 13:03
Павел Минакир: "Просто красивых плакатов с красивыми словами недостаточно"
Научный руководитель Института экономических исследований ДВО РАН, член президиума Дальневосточного отделения РАН Павел Минакир ходит на выборы каждый раз, как они проводятся, за исключением тех моментов, когда его нет в Хабаровске.

19.09.2021 10:17
Заключительный день голосования стартовал без происшествий
Стартовал третий, заключительный день голосования по выборам  губернатора Хабаровского края и депутатов в краевую думу.

18.09.2021 21:47
Завершился второй день выборов
Сегодня в 20-00 по местному времени избирательные участки Хабаровского края завершили второй день голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года.



07.05.2020 10:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 09:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?