поиск
16 февраля 2025, Воскресенье
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Светлая и тёмная сторона электричества

21.08.2002
Просмотры
287

Российскому гражданину выжить в условиях постоянного роста цен на жилищно-коммунальные услуги и низкое их качество совсем не просто. То вода еле капает из крана, то крыша протекает. А тут еще счетчик электрический украдут, хоть вовсе объявляй блокадное положение.

В последнее время значительно увеличилось число обращений потребителей в Дальневосточное антимонопольное управлени. Речь в них идет об установке и обслуживании приборов учета газа, воды, тепла. Сложно складываются взаимоотношения между потребителями электрической энергии и энергоснабжающей организацией. Анализ обращений показал наличие ряда существенных проблем для обеих сторон.

Первая проблема: кто и за чей счет должен восстанавливать электросчетчики?

Большинство обращений граждан по поводу восстановления похищенных с лестничных клеток электросчетчиков поступают непосредственно в энергоснабжающую организацию - Энергосбыт ОАО «Хабаровскэнерго». В свою очередь энергетики рекомендуют гражданам восстанавливать счетчики за свой счет.

Однако, по мнению антимонопольного управления, жилец вправе требовать восстановления похищенного электросчетчика от жилищной организации. Почему? Да потому, что обслуживание электрощитка, в котором расположен электросчетчик, ограничение доступа посторонних лиц в электрощиток входит именно в ее обязанность на основании Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

В обязанность же энергоснабжающей организации входит обеспечение надлежащего технического состояния и эксплуатации квартирных счетчиков электрической энергии.

Вторая проблема возникает при проведении энергетиками контрольных проверок пользования электрической энергией гражданами. Как и прежде, нередки случаи выявления самовольного подключения гражданами счетчиков, изменения схем учета электрической энергии, использования поврежденных приборов учета и т.д. В соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности Гражданского кодекса РФ, правил предоставления коммунальных услуг, подобные действия гражданам производить запрещено.

По фактам выявленных нарушений энергетики производят расчет недоучтенной энергии с учетом средней мощности ее потребления за последние три года (срок исковой давности) и выписывают абоненту-гражданину для оплаты дополнительный платежный документ. При этом энергетики ссылаются на Правила пользования тепловой и электрической энергией, которые приказом Минтопэнерго России от 10.01.2000 г. № 2 признаны недействующими с 1 января 2000 года на территории Российской Федерации.

Не учитывают наши «продавцы света», что согласно Гражданскому кодексу с граждан может быть взыскан только реальный ущерб за недоучтенную энергию, который может быть вызван поломкой электросчетчика, нарушением имеющейся схемы учета электроэнергии и иных случаев. При отказе потребителя оплатить этот ущерб добровольно решение о его взыскании может быть вынесено только в судебном порядке.

Вот и получается, что потребитель нарушает законодательство потому, что не знает его, а энергетики - потому, что нарушает потребитель.

В таких случаях хочется призвать стороны быть законопослушными и строить свои взаимоотношения на новом цивилизованном уровне. При возникновении же спорных ситуаций как потребители, так и энергетики должны разрешать их в судебном порядке.

М. ГРАЧЕВА, ведущий специалист ДВТУ МАП России.