Карикатурный взгляд в прошлое
Дальневосточный художественный музей сейчас готовит сразу две выставки, которые наверняка вызовут широкий резонанс в кругах любителей искусства.
При всей разности художников, чьи работы разместятся в залах музея в октябре, некоторые параллели все-таки видны. Это карикатурные шаржи. Но если для одного художника - дальневосточного питерца Олега Яхнина шаржи лишь одна из многочисленных сторон его творчества, то Вадим Павчинский - признанный хабаровский мастер политической карикатуры, чьи работы искусствоведы ставят в один ряд с творчеством Кукрыниксов.
- Совершенно случайно получилось так, что эти выставки совпадают по времени проведения, - рассказывает завотделом современного искусства музея Светлана Соловьева, которая занимается подготовкой экспозиций. - Что касается Яхнина, то спонсоры, с которыми мы сотрудничаем, обычно финансируют такие мероприятия в конце года. Это связано с некоторыми нюансами финансовой отчетности. А Вадиму Павчинскому в этом октябре исполняется 90 лет. Поскольку это очень яркий мастер, блестящий карикатурист, мы не могли не отметить эту дату, тем более, что в музее собрано почти все его творчество. Первоначально предполагалось, что экспозиция работ Павчинского скромно разместится в коридоре, но по мере подготовки решили предоставить под нее полностью выставочный зал.
Сын известного хабаровского журналиста, Олег Яхнин, отучившись во Владивостокском художественном училище, в середине 60-х годов уехал в тогдашний Ленинград, где в 1972 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Академии художеств СССР. А через год он стал членом Союза художников. Сейчас Олег Яхнин - один из наиболее известных представителей «питерской школы». Помимо активной творческой работы он занимается и общественной деятельностью, организацией выставок, проведением фестивалей и художественных биеннале.
В Хабаровске последний раз его персональная выставка проводилась лет пятнадцать назад. В 2000 году его работы были в составе сборной выставки художников Санкт-Петербурга, проводимой в музее КДВО. Творчество Яхнина условно можно разделить на три равнозначных направления. Во-первых, это, конечно, серьезная живопись, в каждой работе так или иначе сквозят темы веры, покаяния, любви. Они полны космического взгляда художника, обращенного внутрь себя.
- Что особенно ценно, - замечает Светлана Соловьева, - для этой выставки художник отобрал четыре больших своих холста. Сейчас немногие работают в большом формате, предпочитая компактные, более востребованные покупателями размеры для своих работ.
Не менее интересны многочисленные шаржи и автопортреты, которые художник называет «шарпоты» и «автопы». На них известные и не очень персонажи предстают порой в самом неожиданном свете, а автопортреты причудливы и непохожи один на другой. И еще одна сторона творчества Яхнина - иллюстрации к книгам. За долгие годы появилось на свет великое множество проиллюстрированных им книг. А Дальневосточный музей формирование коллекции работ художника в свое время начал именно с приобретения иллюстраций к пьесам Шекспира.
На выставке, которую автор решил посвятить памяти отца, недавно ушедшего в мир иной, хабаровчане увидят работы, созданные Олегом Яхниным за последние десять-пятнадцать лет. Они не будут связаны единой концепцией, художник хочет сделать своеобразную ретроспективу своего позднего творчества.
Имя Вадима Павчинского (1912-1971) неразрывно связано со становлением дальневосточной прессы. На страницах приморских и хабаровских газет он выступал как журналист, публицист, но более всего запомнился своими иллюстрациями и карикатурами, отображающими политическую ситуацию в мире. А рисовал он их, наверное, вот так: «Художник пошел комбинировать в свой отдел. Он взял квадратик ватманской бумаги и набросал карандашом худого пса. На псиную голову он надел германскую каску с пикой. А затем взялся делать надписи. На туловище животного он написал печатными буквами слово «Германия», на витом хвосте - «Данцигский коридор», на челюсти - «Мечты о реванше», на ошейнике - «План Дауэса» и на высунутом языке - «Штреземан». Перед собакой художник поставил Пуанкаре, державшего в руке кусок мяса. На мясе он замыслил тоже сделать надпись, но кусок был мал, и надпись на нем не помещалась. Человек, менее сообразительный, чем газетный карикатурист, растерялся бы, но художник, не задумываясь, пририсовал к мясу подобие привязанного к шейке бутылки рецепта и уже на нем написал крохотными буковками: «Французские предложения о гарантиях безопасности». Чтобы Пуанкаре не смешали с каким-либо другим государственным деятелем, художник на животе премьера написал - «Пуанкаре». Набросок был готов». Этот отрывок из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова вполне применим и для описания ежедневной работы Павчинского.
В 1935 году он окончательно переехал в Хабаровск и связал свою судьбу с «Тихоокеанской звездой», став ее выпускающим. Сразу же вид газеты изменился в лучшую сторону, для чего художнику и журналисту приходилось зачастую самому становиться к верстальному столу. Плюс, само собой, регулярно появлявшиеся статьи, фельетоны и, конечно, рисунки и карикатуры. Допоздна засиживался Вадим Вадимович над листом бумаги, а потом приходил Петр Комаров, забирал рисунки с собой, и наутро уже были готовы короткие, хлесткие подписи к ним.
А еще Вадим Павчинский, как и другие ТОЗовцы в те годы - Дмитрий Нагишкин, Сергей Леонов, был увлечен парашютным спортом. Записался в парашютную школу, окончил ее, стал инструктором и в годы Великой Отечественной войны подготовил около тысячи десантников.
Карикатуры Павчинского действительно очень напоминают работы Кукрыниксов. Как говорит главный хранитель Дальневосточного художественного музея Светлана Жук, в их архиве находится около двух тысяч авторских листов художника, самых разных размеров, выполненных гуашью, тушью, акварелью. И в каждой работе присутствует художественный образ, который позволяет говорить о его политических карикатурах как о самодостаточных художественных произведениях, хотя многие события, зло высмеянные им, сейчас либо подзабылись, либо оцениваются историками уже не столь категорично.
До сих пор персональных выставок карикатуристов в ДВХМ не проводилось, поэтому экспозиция работ Павчинского будет экспериментом как для посетителей, так и для самих организаторов. Персональная же выставка Яхнина даст возможность познакомиться с сегодняшним днем современного искусства Санкт-Петербурга.
Дмитрий КОШЕВОЙ.