поиск
14 февраля 2025, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

На медные деньги ученые?

07.09.2002
Просмотры
372

35 лет назад, 8 сентября 1967 года, Генеральная конференция ЮНЕСКО учредила Всемирный день грамотности.

Рискну предположить, что «назначением» этой даты уважаемая организация прежде всего хотела обратить внимание на некоторые африканские и латиноамериканские страны, где иные племена не имели письменности и поголовно не умели складывать из букв слова, а из слов - предложения. Ведь грамота, по Ожегову, всего лишь «умение читать и писать».

В этом смысле россияне могут отмечать завтрашний день как великий праздник, поскольку в стране победившего социализма безграмотность безоговорочно капитулировала через несколько лет после того, как «шибко грамотных» экспроприировали, вынудили эмигрировать или... уничтожили. Правда, это была пиррова победа. Ироническое наблюдение поляка Станислава Ежи Леца - «Дурной сон: в стране, где покончили с неграмотностью, расцвел бюрократизм», - как ни странно, стало явью не столько у него на родине, сколько в СССР. Видимо, приобретенный многими навык письма требовал ежедневного тренинга, поэтому наша держава постепенно стала не только самой читающей, но и самой пишущей: без справки, «отношения» (словечко-то какое!), цидули, малявы и прочих разнокалиберных бумажек нельзя было сделать ни шагу и уж, тем более, войти в чиновничий кабинет. А годы учебы? Думаю, не я один, вчитываясь в «Капитал» Маркса или конспектируя бессмертную ленинскую работу «Материализм и эмпириокритицизм», втайне завидовал тем самым африканским аборигенам, которые были лишены этого удовольствия по причине своей безграмотности.

Между тем преподаватели университета честно отрабатывали свой хлеб, поэтому я узнал много интересного, в том числе и из области родного языка. Впоследствии это принесло некоторое разочарование и даже дискомфорт: устная речь наших политиков и хозяйственных руководителей резала слух, а их письменные упражнения, если требовалось подготовить эти перлы к печати, раздражали глаз. Канцелярит там сидел на канцелярите, канцеляритом же и погонял. Да и вы, наверное, тихо сходили с ума от бесконечных «осуществляем деятельность», «проводим большую работу», «принимаем активное участие в борьбе за повышение» и прочих уродливых оборотов, заменяющих простые глаголы «делаем», «работаем» или «боремся». Будто вовсе не в нашей стране жили и творили Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Достоевский, Толстой, Чехов, Есенин, и потому мы вынуждены были учиться «грамоте» только по историческим решениям ЦК партии и постановлениям правительства. Хотя, в принципе, при Советской власти рейтинг «читаемости» последних произведений был все же выше: за идеологией следили пуще гуманитарных наук.

В том, что русский язык и литература для большинства руководителей страны были отнюдь не профилирующими дисциплинами, можно было легко убедиться. Сергей Довлатов в своих «Записных книжках» вспоминает посещение в 1963 году Николаем Подгорным - тогда, между прочим, главой правительства СССР - легендарного крейсера «Аврора» и оставленную им запись в книге почетных гостей: «Посетил боевой корабль. Произвел неизгладимое впечатление!». Ну, это уже быльем поросло, возразит читатель... Тогда что скажете о неповторимых импровизациях экс-премьера России Виктора Черномырдина? Помните, как все подмечающий Геннадий Хазанов поставил эстрадный номер целиком (!) на реальном выступлении Степаныча, добавив от себя лишь интонационные паузы и мимику. Вместительный зал лежал от хохота, хотя здесь, я полагаю, вполне уместно было бы вспомнить замечание кого-то из древних философов: дескать, напрасно смеетесь - возможно, речь идет о вас, стоит только переменить имя.

Ну ладно - политики. Пусть уж говорят и пишут, как Бог на душу положит, лишь бы по основной специальности - искусству управления - имели твердую «четверку». Хуже, когда слышишь словесный «сор» от педагогов или в общении с... коллегами. Казалось бы, после известной сцены с Вячеславом Тихоновым в знаменитой киноленте «Доживем до понедельника», когда его герой взорвался в учительской: «Да нет такого глагола «ложить», есть слово «класть», и педагог должен об этом знать», несуществующий глагол будет искоренен навечно. Увы, пресловутое «ложить» в повседневной речи по-прежнему слышится сплошь и рядом...

А сколько примеров безграмотного употребления ударений? Скажу честно, прежде ориентиром для меня по этой части были радио и телевидение. Сколько раз случалось: услышишь здесь непривычно (для себя) поставленное ударение - и сразу в словарь: неужели так и есть? И почти всегда дикторы были как раз безгрешны: за этим в электронных СМИ следили особо. Но после того, как в безбрежных волнах эфира появилось множество частных теле- и радиокомпаний с полуграмотными ведущими, он (эфир) перестал быть эталоном чистоты речи.

Так что остается одно: почаще заглядывать в словарь самому. Потому что, по большому счету, все мы «на медные деньги ученые». Между прочим, это один из синонимов слова «невежественный». «Устаревший, разговорный», как делает помету редакционный «Словарь синонимов».

Устаревший ли?

Геннадий МАРТОВ.