Соседи обставились? Оставь в покое соседей

12.09.2002 | АРХИВ | 5м. 48 c. | 234

Почта приносит в редакцию нашей газеты много писем, касающихся рекламы: справедливых, сердитых, курьезных... Реклама у многих ассоциируется с назойливой мухой, которая надоедливо жужжит над ухом, и никак от нее не избавиться. И на телеэкране «жужжит», и в радиоэфире, и в магазине... У людей продолжают возникать вопросы: а кто в нашем царстве-государстве следит за достоверностью рекламы? И как добиться возмещения вреда от рекламодателя, который ввел людей в заблуждение, разрекламировав некачественный товар?

Петр Августинович Николаев из Хабаровска, насмотревшись рекламных роликов, приобрел моющее средство для чистки ковров. Использовал его в строгом соответствии с инструкцией по применению. «Обещанного результата не получил. Все равно, если бы я по старинке почистил ковер с помощью обычного стирального порошка. Только тогда я внимательно присмотрелся к рекламе, где демонстрируются два ковра: один - до чистки, другой - после. Ба! Да у чистого ковра даже рисунок другой. Надули! Написал письмо с претензией производителю. Тишина. Подскажите, куда я могу обратиться, чтобы взыскать с рекламодателя компенсацию за ложную рекламу?».

Год назад совместно с обществом по защите прав потребителя города Хабаровска мы провели акцию «Составляем «черные списки». Мы разместили тогда в нашем выпуске купон потребительской претензии и просили заполнить его всех наших читателей, кто столкнулся с нежеланием удовлетворить их претензии потребителя, с продажей некачественного товара и предоставлением некачественных услуг.

К сожалению, нам пришлось столкнуться с такой ситуацией: купоны, которые предлагалось отправлять по адресу городского общества по защите прав потребителей, многие люди, подобно П.А. Николаеву, не вырезали. Зато засыпали редакцию письмами, в которых просят занести в «черные списки» фирмы, которые продали некачественный товар и где людям пришлось столкнуться с недобросовестным обслуживанием и недостоверной рекламой. Однако редакция - не место, где станут разбирать каждую потребительскую претензию. Это прерогатива организаций, по закону обязанных стоять на страже обиженных потребителей. Акция как раз и была организована для того, чтобы выявить недоброкачественную рекламу товаров и найти управу на ее «хозяев».

В Дальневосточном территориальном управлении Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства есть специальный отдел по контролю за соблюдением закона «О защите прав потребителей». Кроме того, за некачественной рекламой надзирают у нас в стране Госстандарт, Минздрав, Минэкономразвития и торговые инспекции. Смотря, чья вотчина задета. Общество по защите прав потребителей - то нижнее звено в схеме, которое ближе всего к народу, и которое доводит всю информацию до самых верхних «этажей» власти. Результаты сотрудничества всех этих организаций весьма ощутимы.

Читатель, наверное, помнит, какая шумная компания развернулась в масштабах страны по запрещению реализации в аптечной сети «лекарственной» травки под названием «Морозник». Трава, которую употреблять было не только вредно, но и опасно, рекламировалась как чудодейственное средство на все случаи жизни.

Тотальной проверке были подвергнуты в прошлом году все аптечные запасы активированного угля после того, как Центр проверки качества лекарственных средств и сертификации медицинских товаров обнаружил в составе «безобидных таблеток» частицы тяжелого металла. Завод-изготовитель поплатился не только остановкой производства, но и огромными штрафами.

В случаях выявления недоброкачественного товара и такой же рекламы контролирующие организации проявляют резонную жесткость. Случается, что под прессом штрафов фирмы даже разоряются. Мало того, что вслед за признанием рекламы заведомо ложной или недостоверной следует судебный иск с требованием возмещения убытков, статья 29 закона «О рекламе» предоставляет антимонопольным органам право потребовать от виновных опровержения - контррекламы. Причем опровержение должно прозвучать столько раз, сколько и забракованная реклама.

В апреле нынешнего года в Хабаровске состоялась пресс-конференция «Реклама и безопасность потребителя» с участием представителей всех государственных и общественных организаций, призванных защищать права потребителей на рекламном рынке. Тогда же Людмила Сукотина, начальник отдела краевой инспекции по торговле, привела в качестве показательного примера историю некой газеты «Дальэкспресс», которая наравне с информационными услугами рекламировала некую биологическую добавку под названием «Кламин». И не просто рекламировала. Газета являлась приобретателем и распространителем «Кламина». Попросту говоря: редакция закупила партию добавок и делала бизнес, не отходя от редакционной кассы.

Биологическая добавка преподносилась со страниц газеты как чудодейственное средство, вытравливающее из человеческого организма рак, подобно тому, «как эластик стирает на бумаге карандашный след»! Каково! Ученые сотню лет не могут найти панацеи... Но слово - великая сила! Особенно, когда кроме этого слова не осталось никакой надежды. Народ раскупал пищевую добавку влет. Когда дошло до скандала и определения ущерба, некоторые приносили назад до 500 упаковок «Кламина».

Как только пищевая добавка стала объектом пристального внимания медиков, выяснилось, что в борьбе с раком она не только бесполезна, но и вредна, так как способствует росту раковых клеток. Антимонопольный комитет обязал газету печатать в каждом выпуске контррекламу. В редакции началось столпотворение. Люди несли и несли злосчастный «Кламин».

В результате, выпуск газеты пришлось остановить. «Наша задача была - не прикончить данное СМИ, а помочь людям, - заметила по этому поводу Людмила Сукотина. - Ведь в данном случае и им, и нам пришлось иметь дело с недобросовестной рекламой, которая ввела потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством злоупотребления доверием».

Вообще, реклама - вещь хитрая. Не случайно депутаты Госдумы все время возвращаются к закону «О рекламе»: то одни поправки внесут, то другие. Неспециалисту с кандачка трудно разобраться, что считать недобросовестной рекламой, что - недостоверной, неэтичной или заведомо ложной. Поэтому если возникли сомнения, лучше всего идти с ними в территориальное антимонопольное управление, так как именно этот государственный орган ведает вопросами контроля и регулирования в области рекламы. К одним нарушениям рекламной деятельности он беспощаден, другие просто ставит на вид, предлагая устранить нарушение в трехдневный срок.

Если, к примеру, на упаковке отсутствует маркировка, реклама считается неполной, а значит, недостоверной. В таком случае товар снимается с продажи. Или, к примеру, поступает жалоба: покупательница приобрела на рынке туфли. Со слов продавца и указаний на ценнике - турецкого производства. Каблуки на туфлях сломались уже через пару дней. При разбирательстве по жалобе выяснилось, что обувь китайская. Покупательнице была сообщена недостоверная информация. Управа на такую рекламу - штраф.

Но есть недостоверная реклама, которую штрафы не берут. Специалисты снисходительно называют ее «некорректной».

Допустим, реклама средств для похудения. Тут без курьезов никак не обходится. Когда рядом размещаются два снимка: тучной женщины и стройной. Надпись под снимками гласит: «Нас разделяют 20 дней». Потребители - народ дотошный. Как в шараде «найди 10 отличий», они находили, что и рост у «сравнительных экземпляров» разный, и рисунок ушей, и форма носа... Забавно, но уличить рекламодателей в недостоверности подобной рекламы очень непросто. Подстраховки ради фото «сравнительных экземпляров» меняются каждый месяц, а то и неделю.

Маркетологи отмечают, что реклама апеллирует к четырем «не основным» инстинктам человека: жажде впечатления, комфорта, престижа и к нежеланию быть похожим на остальных. Помните ролик: девица-красавица нежится на шелковых простынях и мечтает съесть масло «Рама». После такого сюжета масло маргарином язык не поворачивается назвать. А как вам такой рекламный слоган: «Соседи обставились? Обставь соседей». То есть купи мебель подороже, попрестижней. Выходит, зависть - тот же двигатель рекламы?

Как бы то ни было, к изобилию рекламы мы уже привыкли. Она даже породила специфические фобии. Одни стараются максимально избегать рекламного воздействия. Другие, наоборот, бегут в магазин покупать очередную разрекламированную новинку. Но основная часть населения научилась относиться к рекламе критически. Выработка у потребителей именно такой позиции - основная цель Российского фонда правовых реформ. С 1996 года по сей день энтузиасты этой общественной организации претворяют в жизнь проект под названием «Правовая культура». Цель его - повышение правовой грамотности населения.

Участники проекта отмечают, что правовая культура нашего населения растет не по дням, а по часам. Отстаивать свои права умеют уже дети и старики, бедные и богатые. То же самое и с рекламой товаров и услуг. Предприниматели нынче избегают запрещенных приемов рекламирования своих товаров. В том числе и такого, как сознательная дискредитация чужого товара. Рынок постепенно становится цивилизованным. Даже китайские «челноки» предъявляют свой товар для сертификации в торгово-промышленную палату. И уже не выдают свой ширпотреб за корейский и турецкий. Опыт учит: за недобросовестную рекламу придется отвечать. Реклама для «подопытных кроликов» законом запрещена!

Ирина ХАХЕЛЕВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

16.06.2024 12:26
Читаем всей семьей!

16.06.2024 12:25
Дмитрий Демешин рассказал о планах развития медицины

14.06.2024 16:12
Готовимся к Олимпийскому дню

14.06.2024 16:11
Почтовое отделение отремонтировали в Комсомольске-на-Амуре

14.06.2024 16:10
Педагоги освоили беспилонтики

14.06.2024 16:06
Как НКО получиь грант на проекты для молодёжи

14.06.2024 15:46
Срочно подавайте заявки, чтобы заявиться на Дне молодёжи в Хабаровске

14.06.2024 15:34
Всупить в студенческий отряд: отдохнуть и заработать

14.06.2024 15:34
Как самозанятому построить бизнес в Хабаровском крае

14.06.2024 15:26
«Дети-бабочки» получают уникальное лечение в Хабарвоском крае

14.06.2024 15:17
Марафон зеленых дел поддержал Дмитрий Демешин

14.06.2024 15:17
Железнодорожный перегон открыли в Хабарвоском крае



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов