Хочу сопереживать герою
Слушал по радио актера Льва Прыгунова (он играл в кино героя гражданской войны Виталия Баневура, но в основном роли циников). Покоробил его пассаж о том, что, оказывается, раньше кино вовсе не было, а была лишь идеологическая стряпня, да сетования по поводу его тогдашней ставки - 13 рублей 50 копеек.
Спору нет, конечно, мало платили. А вот то, что государство совсем не помогало в создании фильмов, забирая себе всю прибыль от них, весьма сомнительно. Кто же тогда финансировал кинематографистов? Если все-таки государство, то кто же должен был получать прибыль? Не то же разве происходит и сейчас - те, кто финансируют кино, те и ставят условия. И за рубежом, а теперь и у нас. И не надо делать вид, что мы этого не знаем.
Вообще эта мода - ругать свое прошлое - очень неприличная. Я ни в коем случае не хочу идеализировать годы советской власти, но утверждать, что все тогда было плохо, по меньшей мере, глупо. Мы, к сожалению, очень мало знаем и, главное, задумываемся о том сложном времени, сведя все только к одному - к обидам.
Не могу в связи с этим не вспомнить сценку из «Тихого Дона», когда Григорий Мелехов, придя в сельсовет, гневно спорит с местными коммунистами, искренне не понимая, чем же так мила им советская власть. И один из них ему отвечает: а тем, что человека во мне увидела.
Малоприметная сцена, уверен, не каждый на нее и внимание обратил, а между тем именно в ней ключ к пониманию происходящих тогда в стране событий. Сейчас принято заявлять, что коммунизм - утопия, поскольку человек по натуре таков, что тянет одеяло на себя, и раз уж он такой есть, нечего его и переделывать. Следует таким его и принимать. Но те, кто так говорит, лгут, поскольку, начиная с рождения, человек воспитывается семьей, школой, самой жизнью, наконец. И не будь этого, мы бы давно вымерли, как мамонты.
Что же касается кино - раньше оно было праздником. И общедоступно. Сейчас позволить себе пойти в кинотеатр могут не многие. И не часто. Причина - дорогое это удовольствие. Да и фильмы (хотя Лев Прыгунов и придерживается мнения, что лишь сейчас начинается пора настоящего кино) не захватывают. Назовите хотя бы один современный фильм, который бы потряс, запомнился. Нет таких! Этим отчасти и объясняется, что не попадают они на большой экран. А если все же случайно окажутся там, то не могут продержаться более двух-трех дней.
А я вот недавно вновь посмотрел фильм «Машенька» Ю. Райзмана. Он вышел на экраны в грозном сорок втором году, когда фашисты рвались к Сталинграду и фактически решалась судьба Отечества. Кажется, тогда было не до лирики, не до любви. Но бойцы смотрели «Машеньку», а после шли в бой и побеждали. Картина и сегодня не потеряла своих достоинств и трогает до слез. Потому как не втаптывает в грязь человека, а поднимает его над обыденностью.
А. МИЛЬШТЕЙН.