поиск
20 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Путина станем выбирать по-новому

19.09.2002
Просмотры
245

Как следует из проекта нового закона о выборах президента, который официально уже внесен в Думу, выборы президента в России в 2004 году смогут проводиться даже в том случае, если кандидат на этот пост будет всего один. И, как говорится, вы его знаете.

Законопроект «О выборах президента РФ» был доставлен в Думу из Кремля в единственном экземпляре в деревянном ящике, заколоченном гвоздями. В законопроекте 12 глав и 88 статей. Электронной версии к нему не приложили, и помощникам депутатов пришлось делать копии 270-страничного текста вручную. В это же самое время текст документа появился на сайте Центризбиркома, но депутаты, как и их помощники, пользоваться Интернетом то ли не научились, то ли еще не доверяют даже официальным сайтам государственных структур.

Новшеств в законе немало. И почти все они направлены на то, чтобы максимально затруднить гражданам участие в выборах в качестве кандидатов. В частности, с одного до двух млн. увеличено количество подписей, которые нужно будет собрать кандидату, идущему на выборы президента от партий и избирательных блоков, не представленных в Думе. Причем эти два млн. собирать придется в 40 субъектах Федерации, так как по новому закону в одном регионе нельзя собрать больше 50 тысяч. То есть собрать можно хоть миллион, но ЦИК засчитает только 50 тысяч.

Большое послабление ждет партии и избирательные блоки, которые преодолеют пятипроцентный барьер по итогам парламентских выборов 2003 года и пройдут в Думу.

Их кандидатам (если таковые будут) для своего выдвижения на президентских выборах не нужно будет вообще собирать эти два млн. подписей. То есть новый закон о выборах президента, когда его рассмотрит и утвердит Дума, будет полностью учитывать недавно принятый закон «О политических партиях».

Еще одна ограничительная норма - отмена процедуры выдвижения кандидатов от избирателей. Желающие участвовать в выборах смогут выдвигать себя сами, либо от политических партий или избирательных блоков. При этом самовыдвиженцы должны будут найти поддержку своего выдвижения не менее чем у 500 избирателей. Ну а когда это выдвижение признает ЦИК, им еще придется собирать два млн. подписей.

Очевидно, что ни один нормальный человек с этим не справится, даже если очень сильно захочет стать президентом. Так что эта норма носит скорее декоративный характер - придает закону демократический лоск.

Изменения затронут политтехнологов и коммерческие СМИ. Жить им в период предвыборных кампаний станет проще - избирательные фонды кандидатов будут увеличены в пять раз. Теперь кандидаты в президенты смогут тратить по 150 млн. рублей каждый, и ЦИК, как заверил его председатель Александр Вешняков, готов эту цифру увеличивать.

Кроме того, станет более упорядоченным процесс снятия с регистрации кандидатов. Снимать будут только по суду и не позднее, чем за пять дней до голосования. Согласно статье 84, недостоверные сведения об имуществе или доходах кандидата, сведения о двойном гражданстве или судимости не могут стать причиной для отказа в регистрации. Укрывающих свои доходы будут осуждать демократично: листки с откровенной информацией о «скрытных» кандидатах, умышленно или по ошибке сообщивших неточные сведения, будут раскладываться на столах для голосования участков прямо в день выборов. По словам Вешнякова, избиратели прочтут и сами решат, стоит ли доверять свой голос человеку, не сообщившему, например, об еще одной квартире.

Однако за сокрытие личных сведений можно будет поплатиться: если кандидат скрыл информацию о судимости или гражданстве, а также если он подкупал избирателей или тратил деньги из побочного избирательному фонду источника в размере более пяти процентов установленной на кампанию суммы (150 млн. рублей). Заявление о таких нарушениях должно быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до голосования.

Ходить на выборы объединениям можно будет втроем. При этом в избирательном блоке обязательно должна присутствовать хоть одна политическая партия. Инициатива уменьшения состава блоков принадлежит самим депутатам, прописавшим ограничения в законе «О политических партиях». По действующему закону в предвыборные блоки и союзы могут объединяться семь движений или партий. Сам Вешняков это объясняет тем, что большое количество объединений после выборов начинают между собой спорить и делить лавры первенства.

Новшества, ужесточающие процедуру выдвижения кандидатов, позволят Кремлю взять их под полный контроль, а самим кандидатам придется демонстрировать предельную лояльность власти, чтобы получить право участвовать в кампании. Александр Вешняков уже высказал мнение, что кандидатов на выборах 2004 года будет не больше пяти. Причем во втором туре может остаться и вовсе один кандидат, если второй, вышедший, а также все другие кандидаты примут решение не участвовать в продолжении кампании. Такую возможность новый закон о выборах не только предоставляет, но и детально прописывает «условия победы» - единственному оставшемуся кандидату нужно будет набрать во втором туре простое большинство голосов от принявших участие в голосовании.

То, что такие выборы пройдут, по сути дела, на безальтернативной основе, что является грубейшим нарушением самой идеи выборности, то есть наличия альтернативы, ЦИК почему-то совершенно не беспокоит.

Остается лишь догадываться, зачем Центризбирком по заказу Кремля вписал в закон столь подозрительную во всех отношениях норму. Единственное разумное предположение - окружение Владимира Путина опасается, что выборы президента в 2004 году могут быть пробойкотированы коммунистами. Их кандидат гарантированно выйдет во второй тур, но после этого может отказаться от дальнейшей борьбы. Вслед за ним от участия в бессмысленном процессе могут отказаться и другие конкуренты Владимира Владимировича. Власть в этом случае окажется в патовой ситуации, и она от нее заранее страхуется.

Елена Руднева. («Газета.Ru».)