поиск
5 октября 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Крепкие берега для молочных рек

25.09.2002
Просмотры
254

Непростые взаимоотношения пищевиков-переработчиков и поставщиков молока всегда были в поле зрения «Тихоокеанской звезды». В последнее время они особенно обострились. Ужесточается конкуренция и в торговле молочными продуктами между местными производителями и коммерческими структурами. Увереннее других здесь чувствуют себя, как ни странно, пищевики из глубинки.

На аграрной карте России вряд ли найдется регион, где бы «молочная столица» располагалась не в краевом или областном центре, а в провинции. К сожалению, а в чем-то, может, и к лучшему, ведущим молокопереработчиком после развала Хабаровского молококомбината у нас в Приамурье стало село Переяславка.

Местный, давно ли захудалый заводик, рассчитанный на приемку сырья с окрестных ферм района, превратился в современное предприятие. К его акциям (об этом мало еще знают) исподволь уже подбираются денежные монстры, подмявшие под себя Питер, Москву, пол-Сибири... Есть лакомые кусочки данного бизнеса и у дальневосточников. Кому-то, похоже, не очень нравится, что на местах есть еще живые и динамично развивающиеся предприятия. Их бы - к ногтю или скупить на корню. Все ж как ни крути, а «Домик в деревне», завезенный на прилавки края бог весть откуда, не может на равных - по цене, по качеству - соперничать с пакетом свежего цельного молока и отменным творожком из какой-то Переяславки. В этом, думается, вся интрига поднимающейся на ноги отрасли. С виду сугубо мирной, почти идиллической, а окунешься во «внутрикухонные» разборки партнеров, и диву даешься. Как, скажем, тот же Новак без шума и крика выдерживает «удары» судьбы, перетягивая к себе партнеров-сельхозпроизводителей из других районов края. Молочко-то сюда везут из-под Хабаровска, из Бикина и т.д.

Чем же привлек к себе «любовь пространства» Виктор Новак, или конъюнктура молочного рынка, что называется, играет на него, и райцентр, где он родился, отдаленный от Хабаровска на 60 км, стал как бы сам по себе экономической «точкой роста»? По жизни-то не похоже, чтобы те же аграрии пылали к Виктору Владимировичу особыми чувствами.

По весне был свидетелем, как в райагропроме в очередной, кажется, раз разгорелся жесткий спор из-за... одного(!) рубля: поднимать ли на исходе зимовки отпускную цену на молоко. Директора госсельхозпредприятий едва ли не в голос уверяли, мол, деревня вот-вот умрет, а животноводы схватятся за вилы, если он, Новак, олигарх-монополист (по их местным меркам) не уступит и не накинет копеек сто на каждый килограмм сырья, которое они сдают ежедневно.

Молоко, конечно, не нефть, по трубе не перекачаешь, за границу не увезешь (разве что в сухом виде). Завод и бывшие совхозы - в единой связке: друг без друга никуда. Но к чему нагнетать шекспировские страсти? Селяне жали на эмоции, Новак (один против всех) убеждал в бесперспективности затеи. Причем грамотно, профессионально, с цифрами и расчетами.

- Я вас понимаю: деревне сегодня нелегко. Но и меня ж поймите, - разъяснял, казалось бы, всем очевидные вещи Виктор Владимирович. - Ну, накину я один рубль за один килограмм сырья. Что изменится? Вы не разбогатеете, а завод потеряет... рынок. Нишу, которую завоевывал все последние годы. Торговля своего не упустит, как пить дать. Тут же взвинтит цену - на сметану, на творог, на молоко... На все, что ждут в 350(!) торговых точках города, куда мы сдаем свою продукцию. Вы этого хотите? Уменьшатся объемы реализации, появятся долги, и что? Я с вами же не смогу рассчитаться за сырье... В срок и по полной программе. Мы это уже проходили...

Но урок не впрок. Директора молчали, но настаивали на своем. Им как бы и невдомек, что отпускная цена на молоко в соседнем Приморье, в Амурской области, в ЕАО стабильно держится в пределах 4-6 рублей за килограмм, а с наступлением пика большого молока вообще снижается до минимума. Мы же в крае, удерживая цену 8 рублей 50 копеек за килограмм сырья, подрываем собственную переработку (наплыв «молочки» из других регионов резко возрастет, бьют нас ценой), а в итоге страдают местные поставщики молока. Они летом мечутся в поисках сбыта излишков продукции, таская цистерны за 400-500 км. И оказываются на бобах. Не зря в Хабаровском районе, где сосредоточено основное дойное стадо края, заговорили в последнее время о строительстве молочного цеха, завода ли... в складчину. От идеи до ее реализации еще далеко. А кормить население полноценными продуктами, сохраняя позиции края на пищевом рынке, надо ежедневно. Не теряя ни дня, ни недели, ни месяца. Не разумнее, не дальновиднее ли прислушаться к выстраданным практикой доводам таких, как Новак?

Заметьте, он не только по весне не пошел на поводу у «плачущих» лазовских директоров (у которых истинная себестоимость молока до сих пор «спрятана» за семью печатями), а накануне лета, наоборот, снизил приемочную цену на целый рубль. Это вызвало негативную реакцию у поставщиков молока. Зато покупатели, давно полюбившие переяславскую продукцию, особенно малоимущие пенсионеры, по достоинству оценили этот шаг. Стоимость пакета молока упала до 12 рублей. Творог, сметана, сыворотка, кефир были куда дешевле, чем у перекупщиков и у других пищевиков-переработчиков. Возрос оборот. Новак к тому же отказался от услуг посредников, открыв в краевом центре небольшую оптовую базу. И начал реконструкцию. В планах директора довести проектную мощность завода до 50, а со временем и до ста тонн. Эти задумки разве не в интересах района, края, населения? Чем крепче будут такие предприниматели, тем лучше для всех.

Что же взамен? А взамен - проверка за проверкой. Кто-то из недругов пустил слух, мол, Новак берет дешевое молоко в Приморье и демпингует на рынке, снижая цены, тем самым удовлетворяет лишь свои интересы. Короче - жирует Новак. Завод проверяли даже региональная энергетическая комиссия, комитет цен, но они не нашли никакой крамолы. Было отмечено, что, несмотря на затраты и упущенную выгоду, ценовая политика ОАО «ПМЗ» строится в зависимости от спроса и предложения на рынках Хабаровска, цены возможной реализации и с учетом ассортимента ввозимой молочной продукции из других регионов. Расчет с сельхозпроизводителями за поступившее молоко, заметьте, происходит в течение трех (!) дней. Причем наличкой. И серьезными суммами. Так на что ж обижаться?

Каких усилий это стоило провинциалу Новаку, не имевшему на заводе ни охраны, ни службы безопасности, знает, видимо, только он. Эти службы сейчас созданы. Так что крестьяне-директора пусть успокоятся: Новак не собирается ехать на их «горбу», он закупает сухое молоко по куда меньшей цене, чем местное цельное, и на этой разнице «делает погоду» у себя на предприятии. Не беря кредитов, не выпрашивая у государства льгот и дотаций, он платит достойную зарплату 130 сотрудникам. Строит новые корпуса, ищет надежных поставщиков сырья. И не на стороне, а в крае. С ними, говорит, он в одной рыночной упряжке...

Борис ФЕДОСЕНКО.