поиск
23 октября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Разыскивается религиозный экстремизм

25.09.2002
Просмотры
263

Такого количества священно-служителей никогда еще не видели стены резиденции полномочного представителя президента РФ по Дальневосточному федеральному округу.

Православные епископы дальневосточных епархий, главы иудейской и мусульманской общин и даже Дандар-лама из Якутска впервые собрались за одним столом с представителями федеральных органов власти, чтобы вместе выработать пути противодействия религиозному экстремизму.

- Поначалу я думал, что эта проблема более актуальна для южных регионов России, где действуют ваххабиты. Однако по мере изучения предмета стало ясно, что и на Дальнем Востоке есть все предпосылки для возникновения религиозного экстремизма, - признался заместитель полпреда Александр Дроздов, открывая совещание.

Что ж. Первые миссионерские «ласточки», которые залетели на Дальний Восток с падением «железного занавеса», уже показали, на что они способны. Еще памятен случай, когда группа последователей учения «Аум Сенрике» из Владивостока была арестована при подготовке ряда террористических актов в Японии. Адепты секты хотели таким образом заставить японские власти выпустить из тюрьмы своего учителя Асахару, который был арестован после организации теракта в токийском метро. Столкнулись с проявлением религиозного экстремизма и правоохранительные органы якутского города Алдан, где члены общины «пятидесятников» захватили здание городской администрации. На освобождение мэрии пришлось бросить сотрудников правоохранительных органов. При проведении дальнейшего расследования выяснилось, что четверо религиозных активистов к тому же причастны к убийству подростка. В сахалинском городе Александровске учителя - члены секты «Свидетели Иеговы» - насильственно насаждали свою веру среди учеников, отказывая «непокорным» в хороших отметках.

Тот же Сахалин «ославился» вмешательством католических священников в территориальный спор между Россией и Японией, что повлекло за собой международный скандал. С другой стороны, в Амурской области местной власти едва-едва удалось предотвратить массовое выступление против католиков, к которому подбивали общественность активисты одной из партий.

Большую озабоченность специалистов вызывает рост в ряде субъектов Дальневосточного округа сторонников китайской экстремистской секты «Фалунь гун», которая известна массовыми самосожжениями ее адептов. Периодически поступают сведения и о деятельности на Дальнем Востоке сатанистов: хотя ряды их здесь сравнительно малочисленны, но уже имели место и случаи вандализма на кладбищах, и жертвоприношения животных.

Ситуацию весьма осложняет то, что за последние десятилетия появилось много психологических методик, позволяющих «обработать» личность, чем весьма активно пользуются религиозные деятели новых течений. Особенно течений протестантского толка, которые, кстати, занимают лидирующие позиции на Дальнем Востоке по количеству активных членов (заметно опережая все «традиционные» религии) и продолжают вести активную борьбу за новых и новых адептов. Как заметили выступающие, на некоторых «службах» в таких религиозных организациях замечено применение массового гипноза, нейролингвистического программирования личности. Специалисты не исключают и использования газов для достижения верующими чувства эйфории. Опасность подобных «методик» заключается в том, что обработанный член общины пойдет на все, чтобы выполнить заложенную в него установку - даже если при этом ему придется умереть.

И в мире уже достаточно примеров и массовых самоубийств на религиозной почве, и деятельности религиозных фанатов-камикадзе. Особенно в этом смысле показательны события, произошедшие в прошлом году в США. Северокавказские события также зримо высветили неразрывную связь между религиозным фанатизмом и терроризмом. Вот почему противодействие религиозному экстремизму определено в качестве одной из задач нового федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», который был принят в июле этого года.

Участники совещания особо подчеркнули, что противодействие деятельности религиозных экстремистских организаций не означает борьбы ни с инакомыслием, ни, например, с зарубежными церквами. Свобода вероисповедания является конституционной нормой, и в этом смысле противодействие необходимо оказывать только тем культам, которые представляют опасность как для личности, так и для государственного строя.

Но если «объект» борьбы сегодня более-менее ясен, то практические ее механизмы еще только предстоит выработать. Ибо действия правоохранительных органов в этом направлении сегодня не носят согласованного характера, отсутствуют единая стратегия и взаимодействие с органами местного самоуправления. Поэтому для начала участники совещания сошлись в «необходимости единения всех здравомыслящих сил», так как лучше предупредить религиозно-экстремистские процессы, чем потом бороться с их последствиями.

Ольга НОВАК.