поиск
23 октября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Зеленый парус краевой филармонии

28.09.2002
Просмотры
310

Новый орган въедет практически в новый концертный зал. Специалисты утверждают, что нынешняя реконструкция здания филармонии на улице Шевченко символизирует обновление исторического центра Хабаровска в целом. В обоих случаях приходится ювелирно сочетать прошлое с настоящим: сохраняя традиции, все же учитывать нынешние реалии.

...Концертный зал оказался с сюрпризом. Как черт из табакерки вдруг выскочил мощный купол на его крыше. Несмотря на размеры, прежде купол был практически не заметен. А сейчас, к удивлению горожан, просматривается и с Комсомольской площади, и даже с левобережья Амура.

Объясняется сей феномен, впрочем, достаточно просто. Долгие годы не только купол, но и вся крыша здания были выкрашены в темный коричневый цвет. Да к тому же были закрыты огромными тополями. Деревья во время реконструкции вырубили. А жесть (не в память ли о них?) выкрасили в ярко-зеленый, да еще украсили золотым шпилем.

В итоге здание, где долгие годы соседствуют Дальневосточный художественный музей и концертный зал, предстало перед нами во всей красе. Таким, каким его создали несколько поколений хабаровских архитекторов. Ведь здание Офицерского гарнизонного собрания (и если приглядеться, это очень заметно) является коллективным детищем сразу нескольких творческих групп. И вот небольшой экскурс в историю...

В 1875 году в Хабаровске появилось само «Гарнизонное офицерское собрание». А спустя почти десять лет для него построили специальное здание на нынешней улице Шевченко (чертежи, сохранившиеся в Военно-историческом музее, датируются 1887 годом). Автором проекта выступил инженер-подполковник В. Мооро. Правда, тогда здание выглядело совсем не так, как сейчас. Это был дом переменной этажности, позже органично включенный в обновленное здание. Однако уже в первоначальном варианте нашлись отдельные комнаты для карточных игр и бильярдной: какой без них офицерский отдых!

В 1890 году здесь побывал А. Чехов по дороге на Сахалин. В одном из писем родственникам классик так и писал - «читал последние газеты... в Хабаровске в Военном собрании». Об этом историческом событии напоминает сегодня мемориальная доска на главном фасаде здания.

В 1914-16 годах по проекту инженера А. Николаева-Труханина Офицерское собрание укрупнили. Здание надстроили до общей высоты в три этажа. По краям высокой скатной крыши появились четырехгранные шатры. К северо-западной стороне здания пристроили крупный двухэтажный объем, увенчанный тем самым куполом.

Спустя десять лет дом пытались подвергнуть еще одной перестройке. Но специальная комиссия при участии московского архитектора Б. Улинича признала проект несостоятельным. Уже в 1938 году архитектор П. Стариков пристраивает к зрительному залу «карман», а еще через несколько лет В. Кампиони реконструирует интерьеры здания.

В итоге получилось то, что нынешние жители Хабаровска видят своими глазами. Насколько коллективное творчество оказалось удачным и гармоничным? Здесь можно спорить. По мнению специалистов, некоторая разноголосица во внешнем облике концертного зала и художественного музея заметна невооруженным глазом. Однако, как показывает опыт, часто именно она (то есть разноголосица) становится предметом восхищения, а вовсе не идеальная продуманность форм. Взять хотя бы собор Парижской Богоматери, который в течение нескольких веков возводили семь крупных мастеров. Большей непоследовательности, наверное, и быть не может. Тем не менее, собор считается (и по праву) памятником номер один Франции и Парижа.

К чести нынешних хабаровских реставраторов стоит заметить, что они ничего своего к зданию на улице Шевченко добавлять не стали. В смысле внешнего облика. А начинку, конечно же, пришлось обновить изрядно. Так, возникла необходимость сломать стены, которые нагородили в те военные времена, когда в здании размещался госпиталь. В итоге, по словам директора филармонии Валерия Блинкова, исчезло 12 отдельных аудиторий. Но зато стало больше пространства и света. О некоторых преобразованиях в самом зале мы говорили чуть выше: для колонок органа в стенах выдалбливали специальные ниши. Другое, не менее ценное приобретение, - паркет, специально заказанный в Москве.

В целом же реконструкция показала, насколько сложно упаковать современным содержанием старые формы. Иногда проще (и даже дешевле) построить новое здание. Однако в относительно молодом Хабаровске так мало исторических и просто почтенного возраста строений, что мы просто вынуждены беречь каждое из них. И даже вновь возводимые здания на «красной линии» стилизовать под старину. А иначе как добиться этой самой преемственности поколений и стилей?

Светлана ПОДЗНОЕВА.