Самая печальная акция на свете
В Белом театре прошла арт-акция «Самая печальная...». Вдохновители и организаторы акции - творческое объединение «SILENCIUM» (Алексей Крылов и Игорь Файман).
Это бывшее «Потерянное поколение», зачарованное Дэвидом Линчем. Ребята препарировали Печаль как могли: артист Андрей Трумба сыграл отрывок из Набокова - отец умершего сына страдает, листает его дневники, перебирает коллекцию бабочек, и вдруг одна куколка, вытащенная страдальцем на солнце, оживает, и на радость уставшему от горя человеку появляется бабочка.
Искусствоведы из Дальневосточного художественного музея представили обзор печальных картин современных художников с печальной судьбой - авторы картин горели в танках, преследовались властями за убеждения, сидели в нацистских концлагерях, пережили блокаду Ленинграда. Остатки группы «Трек» и последний стиляга Хабаровска Сергей Сычевых в кожаном плаще средней потертости, державшие микрофон, как сигарету, спели нечто печальное из «популярной рок-музыки». Инсталлятор Андрей Яковлев выл по-волчьи, но вовсе не печально, а смешно и мило, наигрывал шаманские мотивы и читал собственные вирши про тошноту. На протяжении всего вечера девушки из Дальневосточного симфонического оркестра (скрипка и виолончель) играли печальную классику.
Подобная творческая акция устраивается уже второй раз. Для консервативного (в театральном смысле) Хабаровска это прорыв - есть, оказывается, в нем люди, способные к бескорыстным творческим актам и экспериментам в преодолении жанровых границ.
Мы привыкли к традиционной форме театральной постановки - спектаклю. Но, позвольте, в XXI веке живем, на дворе давно уже постмодерн с его синтезом всех художественных форм, и творческий акт подается в новой упаковке. Разные по стилистике, жанрам сюжеты и действия, объединенные общей идеей, - вот основа современного искусства. На языке вертится модное словечко «перфоманс», но я бы не стала применять его по отношению к проектам «SILENCIUMa». С перфомансом данную акцию роднит недолговечность (и неповторимость), импровизация, минимум затраченных средств, отличает же отсутствие эпатажа, провокационности, ярко выраженного личностного начала.
Очень импонирует стремление авторов акции, используя особенности Белого театра - отсутствие границы между сценой и зрительным залом, - превратить зрителя в творца, в соучастника.
- Опечалило то, что акции не хватало динамики, местами действо было неоправданно затянуто. Насторожила и малочисленность обычных зрителей, кругом один бомонд да сами участники креатива. Навряд ли такие праздники души должны быть закрытым клубом «для своих». Пора приучать Хабаровск к подобного рода акциям.
М. ГУСЕВА.