Барьерная экономика
Не везет России с экономикой. Сначала она у нас была «экономной», потом стала «теневой». Не успев выйти из тени, сделалась «барьерной». Созданы федеральные, окружные, краевые комиссии по борьбе с административными барьерами в экономике. Вот только в состав комиссий зачастую входят те же люди, что эти барьеры и создавали. Все это так напоминает старую кавээновскую шутку советских времен: «Завтра всем выйти на субботник! - Что будем делать? - Зарывать ямы, которые вырыли в прошлый субботник».
Бег с препятствиями по косой
Бег с препятствиями по косой
По определению доктора экономических наук А. Аузана и его коллеги П. Крючковой, административные барьеры - это установление государственными органами обязательных правил ведения определенной деятельности на рынке, вводящее платежи за прохождение бюрократических процедур. Стоит отметить, что во многих случаях эти платежи в бюджет не поступают.
Административные барьеры можно сгруппировать следующим образом:
при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них (регистрация предприятия, регистрация изменений в статусе предприятия, его уставных документах, получение права на аренду земли или помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т.п.);
при получении права на осуществление хозяйственной деятельности (лицензирование, сертификация, регистрация товаров и т.п.);
при текущем осуществлении хозяйственной деятельности (санкции за нарушение установленных правил, согласование принимаемых решений и т.п.).
Регистрация юридических лиц не является, по оценкам самих предпринимателей, непреодолимым барьером для вхождения в рынок. Однако требует значительных затрат. Возможны два способа регистрации предприятия: самостоятельно и с использованием посреднических фирм. Если вы начнете процесс самостоятельно, после третьего захода к регистратору поймете, что выбрали не совсем эффективный способ и надо переходить ко второму варианту. Вам еще и намекнут: чтобы процесс пошел интенсивнее, название посреднической фирмы лучше узнать у регистратора.
Стоимость регистрации «под ключ» в Москве составляет около 12000 рублей, в Хабаровске - от 2000 до 10000 рублей. В 2000 году в России ежемесячно регистрировалось около 30000 предприятий. Совокупные издержки по регистрации составляли в том году 140 млн. рублей. На сам же регистрационный сбор «ушло» порядка 12 млн. рублей - это та часть «издержек», которую получило государство.
Серьезными административными барьерами являются сертификация товаров и услуг, а также лицензирование отдельных видов деятельности. При этом сертификация «перекачивает» из промышленности и торговли порядка 120-150 млн. долларов США в год, лицензирование - порядка 100 млн. долларов. В 2000 году в России подлежало лицензированию более 500 видов деятельности, обязательной сертификации - от 70 до 80% товарной номенклатуры. (Для справки: в Европейском Союзе такая сертификация занимает не более 4%, в США ее нет вообще.)
Наиболее серьезную проблему барьеры представляют для мелких предпринимателей. Не очень-то жалует власть эту «мелкоту». Мелкому предпринимателю сложно, а подчас и невозможно разобраться во всех правилах и соблюсти их. С самого начала своей деятельности он поневоле становится нарушителем.
Налоги - самый высокий барьер. Когда в недрах Законодательной думы края родился закон «О едином налоге на вмененный доход», я написал статью «О невменяемом налоге». Но вскоре понял, что был не прав, назвав его «невменяемым». Для многих единый налог стал вполне вменяемым. Довольно известные и процветающие фирмы стали платить меньше иного захудалого киоска! Пытался уточнить у законодателей причину такого перекоса. Ответ был один - «лоббирование».
Прошло время, и дума решила устранить допущенный перекос. Но фирмы, которым дали фору, уже перестали слушаться власть и не позволили ей устранить этот удобный крен. Дума обиделась. Гнев же свой обратила на тех, кто ропщет, но, по причине своей слабости, вынужден подчиниться, сойти с дистанции или уйти «в тень».
Государственная дума РФ приняла изменения к закону «О едином налоге...». Свою лепту в данный закон должны внести и наши избранники. Однако в том, что опять не будет перекосов, я не уверен. Скорее всего, депутаты опять соорудят кому барьер, а кому - лестницу наверх. Иначе и быть не может.
Еще одна тревожная мысль прозвучала на депутатских слушаниях по данному налогу: надо, мол, максимально упростить расчеты. Уже это противоречит зарубежной практике применения данного закона, кстати, не нашедшего широкого применения в странах зарубежья. Там же, где он применяется, расчеты налога представляют многотомный труд. Например, чтобы рассчитать налог для зубного техника, учитываются инструмент и оборудование рабочего места, какое здание, откуда вход; образование дантиста, его стаж; наличие санитарных условий и многое другое. Депутаты предлагают старый подход определения доходности: центр - окраина. Но доходность в некоторых местах на Красной Речке или базе КАФ может быть выше, чем на улице Муравьева-Амурского.
Есть предложение: для определения доходности конкретного места воспользоваться опытом департамента муниципальной собственности Хабаровска. Там при установлении арендной платы краевой центр «разбили» более чем на тридцать зон. В каждую зону включили дома из разных районов города, имеющих примерно равную доходность. Соответственно, коэффициент зоны у всех разный.
Но все хорошо не бывает. Та же мэрия, к примеру, постановила: через три года автозаправки должны оказывать автомобилистам комплексные услуги. То есть, не только заправлять машины бензином, но и менять масло, торговать запасными частями, производить шиномонтаж и готовить обеды для водителей. С одной стороны, это неплохо. Но с другой стороны, все эти виды деятельности разнообразны и требуют больших затрат. Это уже не барьерный бег, а прыжки в высоту с шестом! А финиш будет все тот же. Преодолевшие «контрольную» высоту монстры вытеснят с рынка малый бизнес. Эта тенденция сегодня наблюдается в торговле, общественном питании...
Вы б, «Газели», не галдели...
Вы б, «Газели», не галдели...
Еще один пример «барьерной рутины». Осенью в Хабаровске проводится традиционный конкурс среди автоперевозчиков. Сейчас по столице округа «бегают» 342 коммерческих автобуса. По результатам конкурса останется 281 автобус. Это уже в чистом виде «обрезание».
Заслуживает внимания объяснение необходимости такого сокращения, данное одной из газет начальником отдела перевозок управления транспорта городской администрации Б. Заславским: «Пассажирского транспорта в городе достаточно, и увеличивать число автобусов нет необходимости». По мнению Б. Заславского, избыток транспорта даже более вреден, чем недостаток. «При избытке начинается охота за пассажирами, что не может не сказываться на безопасности движения». Гениальное открытие! Сокращение ради нашей безопасности. Лучше пассажиру бегать за транспортом, штурмовать его - это более безопасное занятие!
Надо заметить, что наличие соответствующих бумаг никак не может гарантировать определенного качества товаров, работ и услуг, а тем более их потребительских свойств. Не гарантирует потребительских свойств и конкурс «на извоз». Транспортные услуги должны обладать следующими потребительскими свойствами: время ожидания, время в пути, цена услуги, безопасность и, наконец, в какой позе я еду. В настоящий момент эти показатели меня как пассажира в большинстве своем не устраивают. Как правило, водители коммерческих автобусов ждут на остановке, пока не заполнятся все посадочные места. Уже на следующей остановке автобус набивается «под завязку». И большая часть пассажиров принимает всем знакомую позу «селедки в бочке».
Водители маршрутных «Газелей» пошли еще дальше. Изобрели две новые позы: «езда на корточках» и «езда на коленках». Кто пользовался маршрутными такси в Москве, знает неписаное правило столичного автосервиса: «маршрутка» стоит на конечной остановке, пока не подойдет следующая. Езда на корточках и коленках допускается только у нас. Ограничение количества участников рынка только усугубит потребительские свойства автобусных маршрутов.
Барьеры оплачивает потребитель
Свои барьеры на пути бизнеса ставит не только власть, но и монополисты. «Энергосбыт» решил внедрять научно-технический прогресс. Всей «мелкоте» бизнеса предписано обзавестись электронными счетчиками. Предписано и то, в какой фирме следует закупить счетчики. Найдено обоснование: счетчики там особые! Днем они считают по одному тарифу, ночью - по другому, меньшему. Внедрение такой передовой мысли обходится предпринимателю от 20 до 30 тысяч рублей. Любые доводы, что на предприятии одна лампочка и она ночью не горит; что потребитель вправе самостоятельно выбрать средства измерения определенных типов и марок из перечня приборов учета, имеющих соответствующий сертификат, успеха не имеют.
Избыточное количество барьеров на рынке ничем не лучше их полного отсутствия. Сегодня реальный контроль качества товаров, работ и услуг подменен контролем за бумагами. Административные барьеры превратились в покупку права заниматься той или иной деятельностью, продавать тот или иной товар. Совокупная стоимость административных барьеров для экономики России составила 10% розничного товарооборота. И здесь, казалось бы, наша обывательская сущность должна возрадоваться. Так им и надо, этим новоявленным капиталистам, угнетателям трудового народа. На самом деле за все экономические барьеры платим мы, потребители. По данным исследования, проведенного под руководством В. Тамбовцева, издержки потребителей в месяц составляют от 500 до 550 рублей на семью.
В. ДЕНИСЕНКО, председатель общества защиты прав потребителей г.Хабаровска.