поиск
22 октября 2024, Вторник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

В порту его звали «папой»

19.10.2002
Просмотры
431

Главное богатство края - населяющие его люди. Именно они пишут историю Приамурья, каждодневно занимаясь своим делом, каким бы будничным оно ни казалось стороннему глазу. Своя строка в этой истории и за Павлом Ивановичем Черемисиным - бывшим начальником Комсомольского речного порта.

... «Поэты не рождаются случайно»... Помните песню Игоря Талькова с таким началом? Интересно, а речники-профессионалы как «рождаются»? Если судить по трудовой биографии Черемисина, который возглавлял Комсомольский порт около двух десятков лет, утверждать подобное можно и применительно к ним. Павел Черемисин родился в Михайловском районе Амурской области и потому детство и отрочество провел на Амуре. Величие этой реки, суда, пришедшие, казалось, из любимых книжек про приключения на море, не могли не оказать влияния на мальчика. Так что ничего удивительного в том, что после окончания восьмилетки в селе Пояркове Павел поехал поступать в Благовещенское речное училище.

Шла война, и это накладывало отпечаток на все. Выпускники училища выходили оттуда уже с воинскими званиями, но в армию их пока не призывали. Так что после окончания БРУ техник-судоводитель Черемисин стал бороздить воды Амура на судах пароходства. Продолжал бы это делать и дальше, но неожиданно воспротивилась любимая девушка: «Учти, если будешь продолжать плавать, замуж за тебя не пойду!». Ее понять можно: тогда из Благовещенска суда ходили и до Николаевска, так что разлука месяцами с любимым человеком, считай, была гарантирована. А кому это может понравиться?

- Вообще-то девчонки моряков любили, но не желали с ними надолго расставаться, - с улыбкой вспоминает то время Павел Иванович. - Пошел я в итоге работать диспетчером на пристань Поярково.

Надо сказать, что дальше карьера Черемисина развивалась достаточно стремительно: к концу первой же навигации он был уже старшим диспетчером, а в середине второй стал заместителем начальника пристани.

В общей сложности Павел Иванович проработал в Пояркове 16 лет. Почему в общей сложности? После половины этого срока ему не раз предлагали должности, что называется, с повышением, но Черемисин неизменно отказывался. Исключение сделал для Хабаровска, куда его пригласили начальником участка Рейд с перспективой в дальнейшем возглавить Хабаровский порт.

Человек предполагает, а судьба располагает... Квартиру в краевом центре надо было ждать больше года, а у супруги Павла Ивановича в Пояркове болели родители. Жить в разлуке с женой? Но это, как вы помните, не в правилах четы Черемисиных (Валентина Васильевна и есть та самая девушка, которая еще в юности «списала» своего суженого на берег). Поставили вопрос перед вышестоящими инстанциями: если поедем в Хабаровск, то всей семьей (а с родителями и детьми это шесть человек). Увы, возможности приглашающей стороны в этом смысле были ограничены, и Черемисин вернулся в Поярково.

Начальник порта должен обязательно иметь высшее образование, и потому Павел поступил на заочное отделение Новосибирского института водного транспорта. И на последнем его курсе, еще не защитив диплома, получил назначение на должность начальника Комсомольского порта.

С новым руководителем, судя по дальнейшим событиям, предприятию повезло. Убедившись на собственном опыте, что закреплению специалистов зачастую мешает житейская неустроенность, Павел Иванович всерьез взялся за «социалку». Случайно или нет, но именно при нем здесь стало строиться много жилья, появились собственные детские дошкольные учреждения. Что скрывать, иногда Павлу Ивановичу приходилось действовать, как говорится, на грани фола.

- Один мой хороший знакомый в ту пору возглавлял строительно-монтажный поезд, - вспоминает Черемисин. - А начинать строительство можно было лишь в том случае, если имелись средства на полный «титул». Но такого никогда не бывало. И я, случалось, обращался к приятелю: деньги на строительство у меня есть, но не в полном объеме, помоги, мол, за счет собственного «жирка», ты же знаешь, что в долгу не останусь. Так и выкручивались, все на личных контактах...

Возможность получить за короткий срок жилье привлекала многих. В Комсомольск ехали специалисты из Благовещенска, Сретенска, даже из Хабаровска. В какой-то момент и Амурское пароходство перестало направлять к Черемисину людей по «разнарядке»: обойдешься, дескать, к тебе и так придут. И ведь шли! Многие выпускники механического факультета Комсомольского политехнического института просились в порт. Но в таком случае им надо было иметь и специальное образование речника. Так Черемисин открыл на предприятии курсы: рулевых-мотористов, крановщиков, сварщиков, электриков... Диплом рулевого-моториста после окончания курсов позволял выпускнику вуза заочно поступать в речное училище и экстерном сдавать там экзамены. Теория подкреплялась практикой, поскольку как минимум одну навигацию он плавал рулевым-мотористом. После этого новоиспеченного специалиста речного флота можно было ставить третьим помощником на суда малой мощности. Бывало и наоборот: после окончания речного училища люди шли на мехфак местного «политена» и там получали высшее образование.

Кадровое благополучие позволяло стабильно пополнять флот. Приходит, допустим, в пароходство очередное судно, и там начинают думать, куда его направить. «Я бы взял, - сокрушается кто-то из руководителей с мест, - да с людьми туговато». И тогда выносится вердикт: «Отдадим Черемисину, у него с этим проблем нет». А если пополнялся флот, соответственно увеличивался грузооборот, становилась выше зарплата, работники получали премиальные...

Получается, в известном всем девизе «Кадры решают все» что-то есть?

Заслуг начальника порта при этом никто не умалял. Только государственных наград у Павла Ивановича пять: орден «Знак Почета» и четыре медали. Ну а ведомственных наград у него не счесть. Впрочем, самым дорогим для Черемисина во все времена было не это, а уважение подчиненных. Между прочим, за глаза его называли «папой», и это говорит о многом.

На заслуженный отдых Черемисин ушел в срок - по возрасту. Правда, отработал одну «лишнюю» навигацию. 60 лет ему исполнилось в начале года, но начальник пароходства попросил подготовиться к очередной навигации и уже потом сдавать дела. Открыл... «Ну, полугодовой-то план сделай», - следующая просьба руководства. Сделал... «А закрыть теперь навигацию тебе сам Бог велел!» - очередная директива из «центра».

Потом директора стали выбирать... Черемисин свою кандидатуру не выставлял: начались проблемы со здоровьем, и он попросился на более спокойную работу. А когда оставил и ее, родной коллектив все равно не забыл, охотно откликнувшись на предложение возглавить совет ветеранов предприятия. Его опыт по-прежнему востребован.

Геннадий ГАПОНОВ.