Капитан Зина Савченко укрощала любой шторм

25.10.2002 | АРХИВ | 3м. 18 c. | 160

Несколько десятилетий назад ее имя гремело по всему Приамурью и даже за его пределами. Зинаида Павловна Савченко стала первым и до сих пор остается единственным капитаном в юбке во всем нашем речном бассейне. Вчера ей исполнилось бы 90 лет.

Первое, что следует сказать про Зинаиду Савченко - она родилась вовремя. Тридцатые годы прошлого века требовали героев всех возрастов, национальностей и полов. Впрочем, в юности Зина совсем не думала о героическом будущем, она просто любила бывать на берегу реки Зеи. Это и определило судьбу девушки. Вопреки воле матери Зинаида поступила в Благовещенский речной техникум на судоводительское отделение и с успехом его закончила.

Практически сразу ее назначили вторым помощником капитана парохода «Комиссар». А вскоре перевели на более мощный пассажирский пароход «Колумб». Напомним, что именно «Колумб» в мае 1932 года доставил в старинное село Пермское первостроителей Комсомольска-на-Амуре. Молодая Зина Савченко стала непосредственным участником этого исторического события.

Затем было еще несколько пассажирских теплоходов и рождение дочери Рады накануне самой войны. А уже в 1942 году Зинаида выступила с инициативой - сформировать экипаж теплохода только из женщин.

«Начальнику Нижне-Амурского речного пароходства товарищу Орлову от старшего штурмана пассажирского парохода «Калинин» Зинаиды Савченко

Заявление.

Прошу руководство пароходства и политотдел помочь мне создать на одном из пароходов (на любом - по вашему выбору) полную женскую команду и возглавить ее. Уверена, что команда женщин-речников будет работать не хуже мужских экипажей».

Руководство пароходства почин поддержало. И это, выражаясь современным языком, была отнюдь не пиар-акция: мол, в Стране Советов женщинам открыты все пути и возможности. Какая уж тут пропаганда! На производстве - и на речном флоте в частности - катастрофически не хватало мужчин, ушедших на фронт. Некоторые пароходы даже были поставлены на прикол. Хотя потребность в них, напротив, резко увеличилась. Положение на флоте могли поправить лишь женщины...

6 мая 1942 года Зинаиду Савченко назначили капитаном буксирного парохода «Астрахань» (мощность паровой машины 300 лошадиных сил). Старшим помощником стала Полина Гришина, выпускница Казанского речного техникума. Всего в экипаже трудились 12 женщин. Вот только несколько имен: рулевой Наталья Соколова, помощники механика Вера Христенко и Елена Криницына, машинисты Екатерина Зюбавина и Елена Евдокимова, кочегары Зоя Ковальская и Анна Сарафанникова, матросы Александра Бондаренко и Зинаида Овчинникова.

«Астрахань» перевозила нефть в Хабаровск из Иннокентьевки, куда ее доставляли в свою очередь с Сахалина. То, что флот - труд тяжелый и все же мужской, подтвердила первая чрезвычайная ситуация.

Из воспоминаний Полины Гришиной:

- Буксировать большегрузные баржи на мелководье было очень непросто. Случались происшествия, которые вполне могли кончиться трагически... Как-то баржа встала на якорь. Требовалось выбрать на палубу парохода буксировочный металлический трос. Тогда на судне еще не было специальных лебедок, и девушки-матросы выполняли эту тяжелую работу вручную. Однако закрепили трос недостаточно крепко, и тот, сорвавшись, потянул за собой трех человек. Все они моментально оказались за бортом, две девушки - с весьма серьезными травмами.

И все же женский экипаж «Астрахани» не просто тянул из последних сил свою лямку. По итогам первой навигации он оказался лучшим среди всех остальных (с мужскими и смешанными коллективами) буксиров-нефтевозов! За труды и награды: экипажу - переходящее Красное знамя, Зинаиде Савченко - орден Ленина. Успех оказался заразительным. Только в первый военный год в Амурское речное пароходство пришло более тысячи женщин. Почин стал популярным во всей стране.

Успели девушки «Астрахани» и принять участие в военных действиях. В августе 1945 года пароход был мобилизован в состав Краснознаменной Амурской флотилии. Задача перед экипажем Зинаиды Савченко была поставлена следующая - в селе Ленинском взять на буксир баржу с солдатами и боевой техникой и в сопровождении бронекатеров провести груз по реке Сунгари до городов Фугдин и Цзямусы. И так - четыре раза. Затем «Астрахань» одной из первых вошла в освобожденный Харбин...

Впрочем, команда Зинаиды Савченко славилась не только трудовыми подвигами, но еще и звонкими голосами. Любили девушки собраться в свободное время на палубе и завести песню так, что «сопки качались».

И все же после войны экипаж «Астрахани» распался. Столь острой необходимости надрываться на тяжелой мужской работе у женщин, к счастью, уже не было. А вот Зинаида Савченко на берегу (какое-то время трудилась в диспетчерской) не задержалась. Из длительного ремонта вышел грузо-пассажирский пароход «Ильич». Россия его закупила в Бельгии еще при царе, но судно все равно считалось очень престижным. Его-то и доверили нашему легендарному капитану.

Рассказывает Константин Забара:

- Про Зинаиду Павловну я слышал еще в те времена, когда учился в Благовещенском речном училище. И когда она пригласила меня старшим помощником на «Ильич», конечно же, согласился. Вместе мы проработали около двух лет. Что могу сказать о том времени? Зинаида Павловна была женщиной строгой, требовательной, но доброй. Честно говоря, не припомню, чтобы она даже ругалась. Хотя на судне без крепкого словца... А как же иначе - Зинаида Павловна была настоящей хозяйкой парохода. И женский уют на нем, безусловно, чувствовался. Разделение труда между нами, конечно же, было. Так сложилось, что наиболее тяжелые обязанности я взял на себя. И порой мне даже говорили: «Это ты - капитан, а не она». Но я эти разговоры не слушал. Ведь это же естественно, что старший помощник максимально поддерживает своего капитана. Это же МОЙ КАПИТАН, и он должен быть на высоте. А всяких таких нелицеприятных разговоров, должен сказать, хватало. У талантливого, успешного человека всегда найдутся недруги. Как это, говорили, женщина стала капитаном такого престижного парохода? Понятно, говорили, что это не просто так. Без некоторых связей с высокопоставленными коллегами наверняка не обошлось... По этому поводу скажу так - никакие связи не научат профессиональным навыкам. А они у Зинаиды Павловны были отменные. Помню, застал нас сильный шторм у села Богородского. И наш капитан приняла единственно верное решение - пароход вовремя и грамотно укрылся в подходящей заводи. Это его и спасло. После я не раз, уже работая на других судах, использовал ту спасительную заводь во время штормов.

Управление пароходом Зинаиде Савченко приходилось совмещать с не менее сложным занятием - воспитанием дочери. С самого малолетства Рада ходила с матерью в рейсы. Такое вот романтическое детство - пока другие девчонки играли в куклы и классики, капитанская дочка наблюдала за флотскими премудростями. Хотя иногда это было очень небезопасно. Рассказывают такую историю. Однажды в пароход Зинаиды Савченко врезался большой морской катер, потерявший управление. Сильный удар пришелся как раз в капитанскую каюту, где в это время спала Рада. Легенда гласит, что девочка даже не проснулась, хотя ее кровать буквально повисла над водой. У героического капитана и ребенок должен быть совершенно особый! Правда, после этого случая девочку все же «списали» на берег. Пароход - это не детский сад...

Заслуженные почести сыпались на Зинаиду Савченко как из рога изобилия: звание «Лучший капитан Министерства речного флота», очередной орден - Трудового Красного Знамени, новый пассажирский теплоход «Василий Блюхер». Впрочем, последний Зинаиде Павловне доверили отнюдь не за былые заслуги. Когда в Амурском речном пароходстве стали переходить на современный дизельный флот, капитан Савченко одной из первых окончила школу командного состава и освоила профессию судового механика. На «Василии Блюхере» Зинаида Павловна со всем экипажем встречалась с женой маршала Глафирой Лукиничной, когда та приезжала в Хабаровск.

В конце 60-х годов Зинаида Савченко ушла на заслуженный отдых, добившись в своей профессии практически максимальных успехов.

После смерти легендарного капитана прошло уже почти двадцать лет, но ее рекорд на амурском речном флоте так и не был побит.

Генеральный директор ОАО «Амурского пароходство» Анатолий Галузинский:

- Почему нет сейчас капитанов-женщин? Нет, мы, мужчины-речники, совсем не против. Конечно, было бы здорово, если бы еще появились такие женщины, как Зинаида Савченко. Но это великая редкость. Таких людей рождало само время. Не знаю, сможет ли нынешнее...

Зинаиду Савченко часто сравнивают с Анной Щетининой, первой женщиной-капитаном дальнего плавания. Хоть и на разного уровня судах они работали, трудности преодолевали почти равноценные. Поэтому судьбы обеих женщин очень похожи. Кроме одного - память Анны Щетининой увековечена достойно. Недавно во Владивостоке ей открыт величественный памятник. А вот имя нашей землячки...

Пару лет назад тему поднимала писательница Юлия Шестакова, школьная подруга Зинаиды Савченко: женщина, речной капитан, вполне заслужила, чтобы ее имя носили или теплоход, или улица в краевом центре. И вот сегодня, в дни круглой даты нашей героини, можно сказать, что этот вопрос почти решен.

Совет директоров Амурского речного пароходства принял решение о присвоении имени Зинаиды Савченко одному из своих теплоходов. В настоящее время идет процесс согласования с краевыми властями (когда речь идет о переименовании малых судов, все формальности можно решить на месте, без привлечения столичных организаций). И, возможно, уже в следующую навигацию «Зинаида Савченко» вновь выйдет в рейс. Предположительно, это будет один из теплоходов серии «Москва». Причем, как заметили в пароходстве, самый новый из них - капитан это заслужила.

Светлана ПОДЗНОЕВА, Афанасий ШЕВЧЕНКО.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

10.08.2022 11:56
Что читают россияне и сколько они готовы потратить на цифровую литературу

10.08.2022 11:04
18 претендентов на два места в городской думе
В «Единый день голосования» в сентябре на территории Хабаровского края пройдет 101 избирательная кампания по выборам в органы местного самоуправления.

10.08.2022 11:03
ФАС выявила картель
Не снижать цену в 30 закупочных процедурах на рынках медицинских изделий и медоборудования договорились 11 компаний.

10.08.2022 10:58
Новые троллейбусы
Три новых троллейбуса Хабаровск приобретёт за счёт федеральных средств по проекту «Общественный транспорт».

10.08.2022 10:57
Куда сходить в Хабаровске 12 и 13 августа
12 августа на стадионе имени Ленина пройдет спортивный праздник, приуроченный к празднованию Дня физкультурника.



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%