Секрет театра на колесах
В Хабаровске с огромным успехом прошли гастроли японского театра кукол «Хачиодзи Курума-нингё». Местные театралы открыли новую, ранее не известную грань искусства Страны восходящего солнца.
Оказывается, этот вид кукольного театра появился в Японии не так уж и давно - всего-то в XIX веке, а ведь, как известно, история тех же кукол-марионеток, тростниковых и некоторых других уходит в глубину веков. Для того, чтобы кукла «ожила», всегда требовалось не менее трех кукловодов: один отвечает за голову, второй - за руки, третий - за ноги. Гениальность основателя театра «Курума-нингё» Нисикава Корю I заключалась в том, что он посадил кукловода на низенький стульчик с роликовыми колесиками. С помощью всяких хитрых и одновременно простых приспособлений актер смог один оживлять свой сценический персонаж. Особое внимание придается голове куклы.
Мастер-кукловод Нисикава Корю V, рассказавший хабаровским зрителям о некоторых секретах своего искусства, сообщил, например, что в арсенале театра есть голова куклы, изготовленная еще 150 лет назад. И, несмотря на столь почтенный возраст, мимикой своего лица может передавать самые глубокие переживания.
И еще одна интересная деталь. Открыватель нового вида кукол Нисикава Корю I стал родоначальником и театра, и новой династии актеров. В Хабаровске зрители увидели двух братьев, старший из которых Корю V . С 13 лет стал он учиться у своего отца, но только в 46 лет получил свой титул и возглавил школу. Его знают в 25 странах, где он давал представления, вел мастер-классы, уроки кукольного театра. Брат его Нисикава Рюдзи вступил в труппу с 17 лет, достиг вершин мастерства и сейчас активно занимается пропагандой традиций театра, выступает в зарубежных гастролях.
В программе выступлений в Хабаровске было несколько произведений, в которых зрители смогли познакомиться с ритуальными танцами «окина», уходящими своими корнями в синтоистское богослужение; с особым пением, появившимся в XIX веке - «синнай буси» и «сэккё-буси», а также звучанием музыкального инструмента сямисэн, способного передать самые тонкие переживания, глубокую печаль. Словом, хабаровские зрители встретились с настоящим искусством.
Конечно, не обошлось на спектаклях и без сюрприза: заключительной лихой пляски в исполнении русской красавицы - японской куклы.
Кстати, своими спектаклями театр «Курума-нингё» порадовал также зрителей Иркутска, Владивостока и Сахалина.
Н. ПЕТРОВА.